Несколько лет назад благодаря этой затее очень многие чиновники неплохо прибарахлились, переписав на свое имя крупные объекты даже в виде фабрик и заводов.
Сейчас чиновники поумерили свой горячий аппетит, но полностью они вряд ли когда-нибудь насытятся, тем более, когда речь идет о государственной (под которой подразумевается ничейная) собственности. В каждом регионе процесс приватизации проходит по-своему. Здесь играют роль масштабы самой области, объектов приватизации, а также желания и возможности самих чиновников и участников аукционов.
Ситуация с приватизацией и управлением коммунальной собственностью в Западно-Казахстанской области с одной стороны пущена на самотек, а с другой держится в ежовых рукавицах. Прокуратура области после проведенной в этой структуре проверки, пришла к однозначному выводу: или нужно освобождать от должности начальника управления коммунальной собственностью или же возбуждать в отношении него уголовное дело. Третьего не дано. В этом органе все делается как-то своеобразно. Взять хотя бы такую сторону деятельности этого управления как решение вопроса по передаче объектов в аренду или доверительное управление с правом последующей передачи в собственность. Предпринимателям не нужно особо напрягаться, здесь с них даже соответствующих документов не потребуют. Факты досрочной передачи арендатору или доверительному управляющему объектов в собственность обычное явление. Хотя по закону о государственной поддержке субъектов малого предпринимательства, право собственности на такие объекты возникают лишь по истечении одного года с момента заключения договора в случае выполнения предусмотренных им условии. Основным критерием для управления коммунальной собственностью в таких случаях является то, что предприятие работает, здание задействовано. Видите ли, все делается из благих намерении. В прокуратуре задаются вопросом, а кто же получает это благо? Прокурор Западно-Казахстанской области Абдукадыр Карим называет такие действия «Беспределом, граничащим с уголовно-наказуемым деянием». Идет разбазаривание государственного имущества нисколько не согласующееся с государственными интересами. Продажа пользующейся популярностью у уральцев аптеки №85, расположенной в самом центре Уральска, осуществлена явно из благих чувств. Вот только по отношению к кому? Без ликвидации госпредприятия, без проведения тендера, без решения местного исполнительного органа и согласования с уполномоченным органом, здание этой аптеки было продано с аукциона по цене не более 10 миллионов тенге директору этой же аптеки. Хотя здание аптеки и являлось основным и едва ли не единственным имуществом предприятия, образуя его уставный фонд, с использованием которого им осуществляется производственно-хозяйственная деятельность. Директор аптеки М.Дуйсенова, оказалась человеком также предприимчивым. Она немедля продала часть здания третьим лицам. А часть стала сдавать в аренду своей же родной сестре, имея ежемесячно с этого 105 тысяч тенге. Государство в этом случае осталось с носом, ведь эти деньги пойдут не в казну, а в карман Дуйсеновой, которую облагодетельствовало управление коммунальной собственностью. И это отнюдь не единичный факт разбазаривания государственного имущества.
Причем на бумаге объект может быть и продан, на деле-то деньги не всегда вовремя поступают в казну. В прокуратуре отмечают, что имеют место факты несвоевременной оплаты стоимости объекта торгов. За пять положенных законом дней никто из покупателей не укладывается. Это на словах, все очень быстрые, а когда дело касается расчета все уходят в кусты. ЗАО «Нефтехиминвест» оплату за приобретенное здание медицинского колледжа производила в течение более одного года, тогда как договором предусмотрен срок в течение календарного месяца. Общественный фонд «Жазушы» оплатил стоимость здания бывшего учебного корпуса медколледжа в размере 540 тысяч тенге только спустя почти полтора года. Если строго следовать букве закона, то просрочка авансового или окончательного платежа является основанием для расторжения договора в одностороннем порядке. Но в Западно-Казахстанском управлении коммунальной собственностью не считают нужным расторгать договор и отбирать здание только по той причине, что не заплачены деньги.
Есть еще один момент, который то ли специально, то ли по незнанию и халатности не учитывается при продаже гособъектов. В договор купли-продажи не включается оплата за земельный участок. Земля отдается в придачу с объектом, то есть попросту говоря, дарится, несмотря на наличие акта оценочной стоимости земельного участка. А территориальный комитет государственного имущества и приватизации в таких случаях ограничивается представлением справки бывших балансодержателей о том, что земельные участки находятся на их балансе, и освобождает покупателей от обязанностей по уплате стоимости земельных участков, занятых объектами продажи.
Казалось бы, при продаже государственного имущества, его нужно хотя бы правильно оценить, определить его стоимость. Все это верно и все делается. Но оценку производят отнюдь не специалисты, имеющие на то право. Из57 проданных объектов в ЗКО только три оценены специалистами, имеющими лицензии на осуществление оценочной деятельности, расчеты цен остальных объектов произведены работниками теркомитета по госимуществу. Из чего они исходили, как складывалась цена, и представляли ли они при этом чьи-либо интересы, неизвестно.
Продажа и передача объектов госсобственности бизнесменам, зачастую или даже в большей степени объясняются поддержкой таким образом представителей малого и среднего бизнеса. И хотя одним из главных критериев для заключения договора о предоставлении в доверительное управление или аренду объектов государственной собственности с правом последующей передачи в собственность является использование объекта для производственных целей и развития сферы услуг населению, за исключением торгово-закупочной деятельности. На деле же большая часть предпринимателей подобные сделки совершают для развития своего бизнеса в виде «купи-продай». Управление коммунальной собственностью на это закрывает глаза. Впрочем, эта контора не считает нужным вообще контролировать выполнение условии договоров. Зачастую, предприниматели сами по истечении срока договора просят проверить их деятельность по налаживанию производства или оказанию услуг населению и передать объекты в собственность.
Акимы города и районов также вносят свою лепту в это дело. Они по своему содействуют осуществлению предпринимательской деятельности, которое выражается в лоббировании интересов предпринимателей при принятии управлением комсобственности решении о передаче объектов коммунальной собственности. Чьи интересы они тут проталкивают, остается вопросом. Ведь не для всякого предпринимателя зажигается зеленый свет. Это тоже все понимают.
Кстати сказать, управление коммунальной собственностью — это новое ведомство. В Казахстане они созданы недавно, всего три года назад. Создавая их, государство надеялось, что его собственность будет находиться под пристальным вниманием и никуда без соответствующего ведома и контроля не уйдет. Намерения благие. Но не прошло и пяти лет, и вот уже видны результаты управления государственным, коммунальным имуществом. Причем, это только в отдельно взятой области, что творится в других областях и в целом по республике, еще мало кто догадывается.