— С 2016 года казахстанская система образования живет в состоянии бесконечной реформы, связанной с обновленной формой обучения, с изменением системы оценивания и развитием функциональной грамотности.
Главная реформа, которая назрела уже давно – реформа Министерства образования. За разные годы все претерпело изменения: система школьного и дошкольного обучения, система университетского образования, которая перешла на Болонскую с 2003 года… Изменения происходят каждый год, система постепенно меняется, но единственный институт, который не меняется – Министерство образования. Это такой колосс, самая крупная отрасль, которая существует. Больше 7 тысяч школ, 130 университетов, почти 800 учреждений технического и профессионального обучения, система дополнительного обучения, наука, система Академии наук. Я думаю, что ни одно министерство не может охватить так много разных ресурсов, причем с разными уровнями необходимых компетенций для управленческого состава. Я считаю, что реформирование этого органа давно назрело, и на протяжении нескольких лет я предлагала разделить функции министерства на министерство просвещения – потому как мы занимается уже не образованием, а ликвидированием безграмотности, – и отдельные агентства.
Все промахи казахстанского образования вылезли на площадях, в действиях мародерствующих взрослых, молодежи. Это вылезло в непонимании того, что любой деструктивный формат взаимоотношений рождается в недрах образования. В общем, мы пожинаем плоды того, что посеяли 5-10 лет назад. Значит, министерство образования должно быть разделено на: министерство просвещения, которое будет заниматься только детскими садами и дошкольным образованием; агентство, которое будет отвечать за работу ВУЗов, техникумов и профессиональных образовательных учреждений; агентство, которое будет заниматься непосредственно наукой и финансированием.
— Можно ли выделить какие-то конкретные факторы, которые способны оттолкнуть казахстанское образование назад? Здесь невольно вспоминается, что в прошлом году Казахстан занял 62-е место из 93 по качеству образования в мире, уступив Кыргызстану…
— Мы так увлеклись рейтингами, что готовы посыпать голову пеплом за те промахи, которые нам кто-то определяет. Я вообще сторонница того, что нужно выйти из системы рейтингования. Мы 62-е по качеству образования, 62-е по уровню туризма, 62-е по уровню развития военных отраслей – такая информация в Сети, везде у нас – 62-е место. Мне это кажется уже подозрительным. Мы проводим очень много международных исследований – TIMSS, PISA и прочее. Но до конца так и неясно, зачем мы принимаем участие в подобных оценках. На это, к сожалению, те, кто решают эти вопросы, внятно ответить не могут. У нас только сейчас начинает просыпаться интерес к тому, «что и как нужно учить, чтобы наши ребята могли отвечать на те вопросы, которые задаются в форматах международных исследований». Если мы поймем это, то и путь изменения образования будет понятен. А так никому, в том числе и мне, ничего не понятно. Ну а если мы продолжим сидеть на месте, то будем получать такие же низкие результаты. Часто у нас менеджеры задумывают одно, а школы, не понимая того, куда мы идем, действуют совершенно в другом направлении.
— Сложившаяся ситуация показала, что стране просто жизненно необходимо принятие ряда реформ. Чем в первую очередь обусловлена важность реформирования в системе образования? С какими из уже озвученных тезисов вы согласны, а на какие следует еще обратить внимание?
— Что касается того, что ранее было озвучено с подачи Министерства образования – открытие кампусов пяти ведущих зарубежных вузов, – я считаю, это нанесет удар по национальной системе высшего образования. Потому как сами казахстанские учебные заведения не могут открывать филиалы. А следовательно, приход иностранных варягов — это опять же уход наших абитуриентов в систему иностранного высшего образования, пусть и на территории нашей страны. Это никоим образом не может сказаться позитивно на системе образования. Я считаю, что это очень ошибочное представление, что казахстанская система образования всколыхнется от того, что прибудет еще пять иностранных учебных заведений к тем трем, которые у нас уже есть. Наверное, нужно иметь совсем другой подход, и в управлении системой высшего образования, которая системно влияет на все казахстанское образование. Поэтому мечтать о том, что у нас все будет распрекрасно с прибытием иностранных учебных заведений, не стоит. Я полагаю, есть у нашего образования беды, мы их и сами знаем, но, наверное, нам необходимо дать возможность национальному рынку определить приоритеты, дать выжить тем учебным заведениям, которые сильны и имеют потенциал, и свернуться тем, которые не имеют этого, — подытожила госпожа Мендыбаева.