Приграничное достояние - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-4 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Приграничное достояние

Приграничное достояние

“Хоргосское дело” – явление, конечно, историческое. Но рядовые казахстанцы уже, скорее всего, позабыли, как и на чем попались тогда контрабандисты. А вот таможенники помнят. И стараются сделать максимум для того, чтобы история не повторилась и схемы той легализации стали невозможны. Октябрь стал новой вехой в борьбе мытарей за чистоту мундира.

  • 29 Октября 2017
  • 2031
Фото - Caravan.kz

Уроки “Хоргоса”

Материалы по “Хоргосскому делу” легко можно отыскать как в Интернете, так и в старых подшивках газет. Скандал вышел нешуточный: миллиарды долларов оседали в карманах высших таможенных чинов, тонны контрабанды попадали на казахстанские прилавки. И схема работала годами. Но в 2011 году гоп-компанию поймали, а в 2013‑м начали судить. Различные апелляции, кассации и сопутствующие судебные процессы продолжаются до сих пор, но не в этом суть.

Гораздо важнее понять: как преступники смогли все организовать? Если упустить нюансы, то грубо схема выглядела следующим образом: фуры с товаром пересекали границу якобы транзитом, но до конечного пункта назначения добирались не все. Товар “оседал” в казахстанских городах, шел по той же схеме в другие страны, “забывая” и о таможенных пошлинах, и о прочих обязательных платежах. И главный вопрос здесь уже не кто виноват, а что делать. Как перекрыть саму возможность создания подобных схем в дальнейшем?

И еще тогда, в разгар скандала, руководство комитета госдоходов минфина РК пообещало улучшить оснащение казахстанско-китайских переходов. Чтобы бизнесменам было удобно проходить таможенную очистку на границе, а весь процесс администрирования стал прост, понятен и прозрачен.

В первую очередь порядок навели на “Хоргосе”. А в октябре этого года в рамках государственно-частного партнерства модернизировали “Калжат”.

Здесь была открыта первая очередь современного транспортно-логистического центра. Частный инвестор – ТОО “Eurotranzit Logistic” – уже вложил в строительство и оснащение ТЛЦ 10 миллиардов тенге. На эти деньги построены склады, офисы, закуплено оборудование. Для завершения второй и третьей очереди проекта необходимо еще столько же денег, и “Калжат” сможет ежедневно пропускать в режиме транзита до 500 автомобилей. Сейчас ежедневный поток – 200 машин.

– Открытие такого центра – крупное событие в истории таможенной службы Казахстана. Это не просто рядовой проект. Здесь решены те задачи, которые ставились перед нами, перед бизнесом – создать надлежащие условия для бизнеса не только внутри страны, но и на границе, – отметил в ходе торжественной церемонии открытия ТЛЦ заместитель председателя комитета государственных доходов МФ РК Госман АМРИН.

Со всеми бизнес-удобствами

Согласно самым современным стандартам таможенного оформления, все услуги ТЛЦ “Калжат” предоставляются в формате одного окна. И, что важно, в непосредственной близости от границы.

– Участник внешнеэкономической деятельности может пройти все необходимые процедуры – платежи, оформление, досмотр, фитосанитарный карантин и т. д. – и, получив весь пакет документов, отправить груз в точку назначения. Таможенная очистка товаров делается прямо на границе. Самое главное, теперь у предпринимателей нет необходимости заезжать в город, в Алматы например, для того чтобы пройти все необходимые процедуры. И это существенно сэкономит им время и средства, – рассказал на церемонии открытия ТЛЦ генеральный директор группы компаний ТОО “Eurotransit Terminal” Ерлан ДИХАНБАЕВ.

А экономия получается нешуточной: казахстанские и российские бизнесмены прям там же, на церемонии открытия, рассказывали представителям прессы, что перегон груза от “Калжата” до Алматы может стоить до 2 тысяч долларов, примерно столько же стоит транзит, например, в Москву. А если говорить о времени, то транзит из Китая в Москву с заездом на растаможку в Алматы длился 30–45 дней. Теперь же бизнесмены ждут сокращения сроков до 20–30 дней.

Пойдут ли мытари на биржу труда?

Но для таможенников ТЛЦ “Калжат” – это еще и максимально безопасный с точки зрения коррупции проект: центр оснащен почти сотней камер, то есть каждое движение любого сотрудника как на ладони, и в случае непонятных и спорных ситуаций всегда можно поднять видеоархивы. А до конца 2018 года частный инвестор планирует оснастить аналогичным образом остальные автопереходы между Китаем и Казахстаном. Причем, как сообщили нам в КГД, следующий на очереди – “Нур жолы”. Расположенный на новой автомобильной дороге Западная Европа – Западный Китай, он станет самыми большими воротами страны.

Но до этого надо понять, насколько это удобно, надежно, безопасно и, самое главное, нужна ли стране таможенная очистка на границе?

– “Калжат” – это, можно сказать, тестовая площадка для КГД, уникальная возможность протестировать и отработать все технологические схемы обработки груза на границе и учесть их в своем долгосрочном планировании штата, программного обеспечения, систем, – говорит представитель компании “Eurotranzit Logistic”.

По уже имеющейся статистике все таможенные процедуры при отсутствии выявленных системой управления рисками нарушений в новом ТЛЦ можно пройти в среднем за полчаса. За это время автомобиль проходит такие процедуры, как въезд через электронный пункт пропуска, проведение пяти видов контроля (радиационный, ветеринарный, фитосанитарный, санитарно-карантинный, транспортный), неинтрузивного досмотра.

До конца следующего года подобным образом планируется оснастить все пограничные с не входящими в ЕАЭС странами таможенные переходы. И тогда для многих участников ВЭД оформить груз на границе станет проще, чем везти его куда-то на СВХ, колесить по различным инстанциям в городе и проходить другие круги таможенного ада.

Таким образом, многие существующие нынче в городах околотаможенные структуры рискуют просто остаться не у дел. Для страны это, конечно, благо: и коррупции меньше – гораздо проще проверить один погранпереход, чем десяток СВХ, и на зарплату мытарей меньше денег уходить будет – раз десятки СВХ станут не нужны, то и обслуживающие их таможенники автоматически тоже. Но готовы ли сами таможенники к возможным массовым сокращениям?

Скорее всего, нет, потому что весной этого года минфин принял план по строительству специальных зон таможенной очистки в каждой области Казахстана. Инвесторов для этого ищут через НПП “Атамекен”. Но вот вопрос: нужны ли эти зоны в таком количестве, если будет наведен порядок на границе?

Астана