Председатель общественного совета при Жилстройсбербанке Сейтказы Матаев дал комментарии по увеличившимся очередям на квартиры, сообщает Today.kz со ссылкой на пресс-службу финансовой организации.
По его данным, количество желающих купить социальные квадратные метры побило все предыдущие рекорды.
Так, в Астане на каждую квартиру претендуют 33 человека, тогда как год назад заявление на участие в пулах подавали от трех до девяти клиентов банка.
Председатель общественного совета при Жилстройсбербанке Сейтказы Матаев объяснил, в чем причина таких очередей на право купить недорогое жилье среди клиентов. В частности, Матаев пояснил, что программа "Доступное жилье-2020" по линии Жилстройсбербанка является ярким примером решения главной социальной проблемы. "В следующем году мы будем отмечать 25-летие независимости и, конечно, в Казахстане было много различных программ, но это одна из реально работающих. В последнее время был в областях, видел, встречался, дискутировал, и это действительно программа, которая реально позволяет жителям Казахстана улучшить жилищные условия. Сейчас главные проблемы в стране — доступное жилье и работа, остальные вопросы вполне решаемы. В принципе Жилстройсбербанк в партнерстве с государственными органами и строительными организациями пытается решить эту огромную социальную проблему".
"Не был удивлен тому, что большое количество людей в центре и регионах претендует на доступное жилье. В Астане, к примеру, 33 человека на одну квартиру. Это показывает желание и возможности людей квартиры выкупить. Конечно, кто мало информирован, могут обвинять банк в том, что он мало строит. Это и клиенты, и те же эксперты, которые не хотят вникать в суть программы".
Кроме того, Матаев подчеркнул, что Жилстройсбербанк самостоятельно жилье не строит. Тем не менее, за годы своего развития он достиг того уровня, когда может напрямую инвестировать деньги в экономику, в частности, в строительство социальных квартир. Это размещение обусловленных депозитов в банках второго уровня с последующим льготным кредитованием стройкомпаний, что позволит на 120-130 тысяч квадратных метров социального жилья построить дополнительно. А это значит, что очереди сократятся, но не везде.
"Нужно иметь в виду то, что проблема невысоких темпов социального строительства – это вопросы не одного финансового института как Жилстройсбербанк. Это целый комплекс вопросов, который нужно решать государству совместно с акиматами, заинтересованными министерствами и ведомствами на национальном уровне", — добавил Сейтказы Матаев.
К тому же, подчеркнул председатель общественного совета, необходимо иметь в виду то, что Жилстройсбербанк в Казахстане выполняет социальную задачу, поэтому банк стал более прозрачным: при распределении жилья теперь полностью исключен так называемый человеческий фактор. "Мы это все обсуждаем на общественном совете, пытаемся внедрить механизмы для того, чтобы не было бюрократических препятствий к доступному жилью. Например, сократили комиссионные сборы, за пулы теперь не нужно платить при рассмотрении заявок. Теперь внедренная система стабильно работает, и люди в нее поверили. А ведь многие подают заявления в пулы на всякий случай, надеются, что может пройдет на авось! Но, однозначно, всем квартир не хватит, вы же понимаете. Но эту проблему тоже нужно решать. В этом случае предложение банка о прямых инвестициях в экономику, в строительство через банки второго уровня очень своевременное и необходимое".
"Естественно, если выделить деньги банкам второго уровня, и если они поддержат строителей, то круг тех, кто это недорогое жилье купит, можно расширить. У нас были «жирные» годы, сейчас кризис это приостановил. Коммерческие банки всегда хотят иметь маржу, но нужно оценивать экономические реалии. То же и со строителями".
По мнению Матаева, строители "тоже должны по цене подвинуться, потому что доступное жилье — большой социальный вопрос. Понимаю, что многим строителям цены кажутся слишком низкими, по которым банк предлагает строить для программы "Нурлы жол". Но все должны вникать в ситуацию и умерить свои аппетиты. Если один человек стоит в очереди на жилье, здесь нужно как минимум еще троих приплюсовать, это уже полная семья. А таких клиентов в банке больше полумиллиона. Поэтому проблему знаю изнутри и не понаслышке. Своими глазами вижу реальные подвижки — за всю историю независимости вопрос по доступному жилью еще так не решался".