Пять лет назад троим насильникам, надругавшимся над девочкой-подростком — Кызгалдак Талгаткызы, удалось избежать ответственности, сообщает Caravan.kz.
Возбужденное в отношении них уголовное дело было прекращено. Несмотря на все попытки жертвы изнасилования наказать своих обидчиков, как того требует закон, люди в погонах были непреклонны в своем решении. С большим трудом, при непосредственном участии Генеральной прокуратуры, в августе прошлого года расследование этого уголовного дела было возобновлено. Но не факт, что и на этот раз насильники предстанут перед судом. «Вердикт» должен вынести прокурор, который… когда-то и отправил это уголовное дело в утиль.
Речь о прокуроре Райымбекского района Алматинской области Шамиле Кутелове, который еще в 2017 году прекратил дело в отношении одного из подозреваемых в изнасиловании Кызгылдак. Сможет ли он трезво и непредвзято рассмотреть дело, которое им же и было закрыто? Предугадать сложно. Но тот факт, что в июне 2020 года прокуратура Райымбекского района отказала Кызгылдак в отмене постановления следователя о прекращении уголовного дела и возобновлении досудебного расследования, не усмотрев для этого никаких оснований, порождает серьезные опасения относительно торжества законности и справедливости.
— Я очень благодарна Генеральной прокуратуре, департаменту полиции Алматинской области, областной прокуратуре за то, что пытаются разобраться в моем деле. Верю, что уголовное дело будет рассмотрено по закону. Но доверять районному прокурору, который и прекратил уголовное дело, я не могу, — говорит Кызгылдак Талгаткызы.
Тревога девушки не выглядит беспочвенной. Изначально, после обращения ее представителей в правоохранительные органы, уголовное дело по факту изнасилования несовершеннолетней так и не было возбуждено. Следователь квалифицировал дело по ч.1 ст. 122 УК РК «Половое сношение или иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста». В ходе расследования тому, что случилось с Кызгылдак, все же была дана иная квалификация. Следствие усмотрело признаки преступления, предусмотренного п. 3 ч. 3 ст. 120 УК РК («Изнасилование несовершеннолетнего»). Но спустя четыре дня (?!) вернулось на первоначальные позиции, а чуть позже и вовсе прекратило дело под предлогом… «примирения сторон», хотя ни о каком примирении и речи быть не могло, как утверждает потерпевшая.
Разделяет беспокойство Кызгылдак и ее адвокат Альбина Бахтияркызы, представляющая общественный фонд «Ар-Бедел». Именно благодаря ее усилиям это дело и сдвинулось с мертвой точки.
— Согласно процедурам, принятым в уголовном процессе, надзор за законностью должен осуществлять прокурор того населенного пункта, где и было совершено преступление. Это сложившаяся и нормальная практика. Но в данной ситуации, учитывая роль районной прокуратуры в первоначальном закрытии этого дела, было бы логичнее, если бы надзор осуществляла областная прокуратура, — комментирует адвокат.
Но, увы, сейчас исход ситуации зависит исключительно от районной прокуратуры, куда с обвинительным актом после завершения досудебного расследования было направлено это многострадальное дело. По логике прокурор должен утвердить его и направить в суд. Но доведет ли прокурор Кутелов дело о групповом изнасиловании несовершеннолетней до суда? Признает ли, что ранее допустил ошибку? Или снова проявит профессиональную близорукость и закроет глаза на факты, которые при первоначальном расследовании должным образом не были ни изучены, ни оценены?
Вопросы, увы, не риторические.
Юлия Кисткина