Предупреждающее потрясение - Караван
  • $ 479.23
  • 534.96
+11 °C
Алматы
2024 Год
28 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Предупреждающее потрясение

Предупреждающее потрясение

В субботу, 13 июня, город Текели Алматинской области пережил землетрясение в 7 баллов. Трясло с 23.17 вечера до 6 часов утра, всего был 21(!) толчок. В понедельник наши корреспонденты выехали в Текели. Город продолжал находиться во власти потрясения: люди глотали успокоительное и выносили свои пожитки из полуразрушенных зданий.

  • 19 Июня 2009
  • 2103
Фото - Caravan.kz

За последние 16 лет город, расположенный у подножия Джунгарского Алатау, стал жертвой уже второго ощутимого землетрясения. В 1993 году Текели тоже трясло – в отдельных домах тогда появились трещины, посыпалась штукатурка, падала посуда. По словам местных жителей, было страшно. Но то, что они пережили в минувшую субботу, не поддается описанию. По данным Института сейсмологии, после первого толчка в 23.17 в 23.25 последовал второй. До шести утра был 21 толчок, в последующие сутки – еще 9.

“Заплясал даже пол”

Едва мы въехали в город на машине с названием газеты на лобовом стекле, как люди стали подходить и наперебой говорить о случившемся.

– Когда под ногами заплясал пол, подпрыгнул сервант, с потолка посыпались куски штукатурки – и все это в кромешной темноте, у меня от страха онемели ноги, я еле доползла до дверного проема, там и просидела все землетрясение, – рассказывала нам свои ощущения Светлана, продавец магазина наиболее пострадавшего района “Кордон-1”. – Вчера (в воскресенье. – Прим. авт.) мы с соседками ревели полдня, даже не ели…У меня развалилась баня, упал сарай, а в дом вообще страшно заходить – все в трещинах!

“Стало тихо, как на кладбище”

Житель улицы Островского, 14, Сергей согласился показать нам наиболее пострадавшие от стихии районы. Вот что он рассказал, пока мы добирались до “Кордона-1” – микрорайона “Металлург”:

– Перед землетрясением долго лаяли собаки, как будто сговорились, вдруг неожиданно стало тихо, как на кладбище. Затем послышался странный гул – у-у –у-у-у, как будто шумела рация, и вдруг – сильный толчок. По всей улице погас свет – это потом мы узнали, что ТЭЦ автоматически отключила электричество. Потом вокруг все заходило ходуном, посыпалась штукатурка, стали биться стекла. Я выскочил на улицу. Гул продолжался. Мне показалось, что над горами было какое-то сияние…

Первые дома на улице Островского появились лет 50 назад, их строили из самана и кирпича. Дом №8 опасен для проживания – в нем упали внутренние стены, обвалилась часть потолка с крышей. Посреди груды кирпичей на старой железной кровати сидела старушка.

– У мамы той ночью, когда произошло землетрясение, ноги отказали, сейчас еле ходит, – говорит сын старушки Юрий. – Мама постоянно просится в дом, а здесь опасно. Ночуем в коровнике, днем сидим на траве.

“Посмотрите, что осталось от дома”

Чем дальше продвигаемся по улице Островского, тем больше видим разрушений. Дом №16 вот-вот может сложиться – стены наклонились в правую сторону. Хозяйка Александра Семеновна вместе с дочкой и внуком ночуют на улице. Женщины ждут прихода комиссии, говорят, что пока никого из городского акимата они не видели.

Дом №24 практически превратился в груду кирпичей.

– Дома мы были впятером, я и мама смотрели телевизор, остальные спали, – вспоминает Айгерим СИСЕКЕНОВА. – Выбежали на улицу, когда все посыпалось, вылетали из стен кирпичи, падала мебель.

“Комиссия не зашла в дом и не посмотрела трещины”

Ее сосед из дома №30 Салин КУДАГЕЛЬДЫ провел нас внутрь дома. На кухне под ногами хрустели осколки разбитой посуды – упал сервант.

Салин-ага говорит, что его дом комиссия тоже пропустила, мол, посмотрели снаружи, где более или менее все в порядке, на том и успокоились.

– Почему они не зашли внутрь, ведь в стенах зияют дыры! – возмущается аксакал.

Наш провожатый Сергей говорит, что подобная картина на многих улицах – Пархоменко, Баумана, Маяковского, Маметовой…

– У меня с сердцем плохо второй день, посмотрите, – что осталось от нашего дома… – кивает на гору кирпичей вместо внутренней стены и печки Айгуль МАЙМАКОВА, хозяйка дома №4 по улице Маметовой. – Кто нам поможет?

Хорошо, что не взорвалось!

В холле текелийской школы №1 мы застали ее директора и учителей.

– Большинство наших учителей живет в “Кордоне-1”, куда пришелся основной удар землетрясения, – объясняет директор Эльмира ИМАНБЕРДИЕВА. – У людей дома разруха, вот они и пришли в школу, а здесь тоже не лучше…

– Сразу после землетрясения, ночью, мы прибежали в школу, – вспоминает ту страшную ночь директор. – Школа старая, 1948 года постройки. По всему зданию пошли глубокие трещины, просел фундамент, в результате мы не смогли открыть двери кабинетов ключами, приходилось ломать замки. Специалисты, которые у нас побывали, объяснили это тем, что школа находится между двух рек, и подземные воды уходят под здание.

По сейсмопоясам образовались глубокие щели – сквозь них улицу видно. В лаборатории химкабинета шкаф упал на сейф, где хранились различные химикаты. Склянки разбились, жидкость вытекла на пол. По коридорам пошел жуткий запах… Слава Богу, это случилось не во время учебного процесса! Иначе могли быть и жертвы, ведь это паника, а дети есть дети…

Сейсмоусиление помогло… не развалиться школе полностью

Эльмира Сейдахметовна провела нас по зданию школы. На втором этаже возле химкабинета она показала нам щель между коридором и кабинетом шириной примерно 30–40 сантиметров.

В отдельном здании находятся слесарная мастерская, кабинет рисования, спортзал. Повсюду валяются вылетевшие из стен кирпичи, а стены изрешетили трещины.

– Скорее всего, мастерская пойдет под снос, – вздыхает директор. – Со дня на день мы ждем инженерную комиссию, которая будет решать, что дальше делать со школой.

Сейчас мы освобождаем кабинеты для капитального ремонта. Если его не успеют провести до первого сентября, придется распределять детей по другим школам…

Как мы узнали, три года назад было проведено сейсмоусиление школы №1.

– Строители сделали сейсмопояса, подперли стены снаружи здания треугольными “быками” – возможно, благодаря этим “быкам” стены не развалились полностью, – считает директор.

Вылетела целая стена

По улице Сатпаева также пострадали двухэтажные кирпичные дома 1959 года постройки. На наших глазах жильцы дома №10 грузили в машины свои пожитки.

– Я приехал с рыбалки, а дом рассыпался, жить невозможно, щели шириной в руку, – говорит Александр Николаевич. – Тесть лежал парализованный, на него сыпались обломки, а бабушка говорит, что закрыла подушкой голову и плакала…

В одноэтажном доме по адресу: Сатпаева, 8, при подземных толчках вылетела целая стена, деревянные рамы. Хозяйка и ее сын встали в дверные проемы, тем и спаслись.

– Были три комиссии, сказали, решение вынесут в течение недели, – говорит брат хозяйки Аскар Алиханович. – Пока сестра с племянником будут жить в гостинице комбината, но какое время – никто не знает…

Эпицентр землетрясения находился в горной зоне в нескольких километрах  от города Текели. В Текели интенсивность толчков составила 6–7 баллов, в Талдыкоргане – 5–6 баллов, в Алматы – 3–4 балла.

По данным пресс-службы Министерства по чрезвычайным ситуациям, на 15 июня текущий ремонт требуется 312 и капитальный – 45 объектам города Текели.

Всем ли достанется крыша над головой?

Чтобы узнать, какую помощь местные власти окажут пострадавшим, а также как быстро комиссия оценит степень повреждения домов и не закончится ли это бумажной волокитой, мы отправились в городской акимат.

– Сорок одну улицу города мы закрепили за нашими сотрудниками, они должны пройти, посмотреть, кто нуждается в жилье, а кто нет, – прокомментировал ситуацию аким города Текели Серикжан БЕСКЕМПИРОВ. – Мы уже расселили людей в гостиницу, общежитие – 18 семей. Вообще, у нас есть примерно сто свободных мест. Теперь ждем специалистов из КазНИИССА, они дадут заключение по каждому дому. Потом будет готовиться проектно-сметная документация.

Уже в воскресенье от населения поступило 217 заявлений. Мелкие трещины, штукатурку люди сами должны замазать, чтобы не было иждивенческого настроения. Кому-то давать будем песок, кому-то – цемент… Если дома не подлежат ремонту, у нас есть пустые квартиры, их отремонтируем, подведем свет, воду. Думаю, за полтора месяца приведем их в порядок.

– Жители улицы Островского возмущены тем, что спустя почти двое суток после землетрясения к ним никто из членов комиссии не приходил, хотя в домах глубокие трещины, страшно заходить…

– Обход проводили сотрудники акимата, а они не сейсмологи. Они просто смотрели – нужно жилье или нет.

Официальный комментарийПочему не предупредили текелийцев?

Директор Института сейсмологии академик Танаткан Абаканов:

– Мы не смогли спрогнозировать данное землетрясение в нашем краткосрочном прогнозе, так как зона Джунгарии не охвачена сетью сейсмологических наблюдений. Сеть – это не только установка датчиков, но и открытие наблюдательных станций. Обеспечение кадровым персоналом станций – сегодня проблема. Средняя зарплата у наблюдателей – 22 тысячи тенге, и привлечение на работу первоклассных специалистов нереально.

Елена КОЭМЕЦ, Тахир САСЫКОВ (фото)