У большинства представителей казахской интеллигенции середины XIX и начала XX века жены были русской национальности. Почему самые умные мужчины того времени выбирали в жены только русских женщин? Случайное совпадение или здесь какое-то определение, рассказала известная казахстанская журналистка и телеведущая Майя Бекбаева, передает Caravan.kz.
После алашской интеллигенции пришла казахская интеллигенция советского периода. Это Каныш Сатпаев, Мухтар Ауэзов, Олжас Сулейменов, выбор которых зачастую объясняют конформизмом – якобы жениться на русских было выгодно для карьерного продвижения и соответствующей биографии. Однако в XIX веке выбирать иноверца было опасно, так как Николай II в 1905 году подписал указ о веротерпимости, где за «совращение православия» (за смену веры) грозило 10 лет каторги.
Например, именно так рисковала жена Ахмета Байтурсынова Александра Журавлева. В 1896 году Александра приняла ислам, чтобы выйти замуж за Байтурсынова по всем мусульманским традициям, а также сменила имя, став Бадрисафой Байтурсыновой.
О Бадрисафе говорится, что она была очень умной женщиной. Так, в период заключения Байтурсынова в тюрьму именно она написала письмо в его защиту на имя степного генерал-губернатора с требованием освободить мужа из заточения, приводя грамотные аргументы. После чего Байтурсынов действительно был освобожден. Русские жены известных казахских деятелей: кто они
Мусульманкой стала супруга еще одного видного деятеля, Жаханши Досмухамедова — Ольга Пушкарева. Причем выбор девушки поддержали даже ее родители. Отец Ольги был главой Шымкентского уезда, и в Жаханши он разглядел умного и целеустремленного человека. Несмотря на то, что Жаханши был выходцем из простой семьи, он своими силами смог получить высшее образование и стать профессиональным юристом, а также одним из руководителей правительства Алаш. Приняв ислам, Ольга стала Заирой. А после ареста и расстрела мужа в Москве замуж во второй раз она не вышла и посвятила остаток жизни реабилитации имени своего супруга.
Родная сестра Ольги Пушкаревой также связала себя узами брака с казахом. Надежда Пушкарева стала второй женой убежденного большевика Турара Рыскулова. Первая его супруга также была русской.
Один из основоположников казахской литературы, педагогики и психологии Жусупбек Аймауытов был женат дважды. Его первой женой стала педагог Вера Волкова. В браке с ней у Аймауытова родилось двое сыновей. Но чета в итоге распалась. После чего Жусупбек Аймауытов женился на Евгении Сермухамедовой, которая была наполовину русской и казашкой. В браке с ней у него родилась дочь.
Женой Мустафы Шокая стала оперная певица и женщина из высшего общества Мария Горина. В те годы Мария считалась первой красавицей. Ислам женщина не приняла, но разделила судьбу с мужем и уехала во Францию. После его смерти она похоронила Мустафу Шокая по всем мусульманским традициям, а сама остаток жизни провела в приюте православной церкви.
Также заслуживает внимания история любви Алихана Бокейханова и Елены Севастьяновой. Бокейханов женился поздно, в 34 года. Елена – дочь политического деятеля, с которым он вместе работал в газете «Степной край». Как известно из истории, Алихан Бокейханов был представителем степной аристократии и потомственным чингизидом. Его семья отказалась от него, узнав, что его избранницей оказалась русская. Мать Бокейханова не пустила невестку даже на порог, но Алихан остался верен своему выбору. Более того, их союз был крепким. Пара прожила вместе долго и служила примером преданности. К слову, Елена не принимала ислам, так как Алихан дал ей полное право выбора оставаться при своей религии. Когда Елена умерла от болезни, Бокейханов, выполняя просьбу жены, похоронил ее по-христиански. Это говорит о том, что лидер «Алаша» был очень демократической личностью, вероисповедание и национальность были для него вторичными. В людях он ценил другое.
Так почему же эти лучшие мужчины выбирали себе в жены только русских женщин? Как рассказывает Бекбаева, все дело в том, что на протяжении многих столетий, вплоть до XX века, в нашем обществе было принято считать, что казашкам образование не нужно.
«Самое главное, чтобы она умела вести дом и рожала детей. Даже в самых состоятельных казахских семьях девочки максимум получали среднее образование. Главная цель родителей была как можно раньше выдать дочь замуж», — проанализировала журналистка.
Первым в истории казахов, кто выступал за право на образование женщин, был Абай. Свод законов «Ереже», в разработке которых он принимал участие в 1886 году, включал в себя помимо прочих нормы, позволяющие женщине учиться. Также она могла отказаться от брака, которого не хочет. Об этом говорится в законе «Об аменгерстве», когда женщину насильно выдают замуж за ближайшего родственника мужа. Помимо того свод законов включал в себя запрет на убийство или избиение женщин, когда нарушитель в случае чего должен был выплатить огромный штраф ее семье. То есть до этих законов преступления в адрес казахской женщины даже не карались.
«Никакой ответственности за ужасное отношение к казахской женщине даже не предусматривалось. Это и было в целом отношение к казахской женщине, что по итогу привело к низкой конкурентоспособности и обесцениванию казашек. А умным мужчинам из высшего звена не нужны были кухарки и домработницы. Они все искали себе умных женщин, которые были бы способны дать совет, стать единомышленниками и направлять», — прокомментировала Майя Бекбаева.
Все эти женщины имели высшее образование, прекрасно разбирались в искусстве и литературе.
«С ними всегда можно было бы поговорить о разном. И вот об этом, воспитывая девочек, нужно помнить всегда. Не торопить их с замужеством, дать дочери шанс показать себя, учиться. Как говорится, любовь предпочитает равных», — подытожила Бекбаева.