Нормальный демократический процесс… Одно жалко, — ни о политических платформах партий, ни о самих людях, рискнувших прорваться в 1-ю политическую лигу республики, говорить, в общем-то нечего.
А причина здесь одна — практически никто из многочисленных кандидатов в маслихатсмены так и не запомнился. Ни своими программами, ни своими скандалами. И это главный итог нынешних выборов. Выборов, которые, по здравому рассуждению, должны были стать отличной «тренировкой» политиков и общества перед парламентскими выборами 2004 года…
Три отличия, три составных части
Что же отличало нынешнюю предвыборную кампанию? Во-первых, достаточно вялая активность всех без исключения политических партий. Уже сегодня понятно, что ни одной «домашней заготовки» наши партийные лидеры для местных выборов не приготовили. Кроме одной и очень старой, — давить на региональные власти, обвиняя их в недемократизме.
Появление же различных «предвыборных платформ» показало лишь то, что количество способов использования средств, выделенных некими фондами воистину бесконечны. Смущало здесь только то, что, к примеру, в Алматы одна «интернациональная платформа», состоящая сплошь из «чистых рук», буквально захламила весь город своими плакатиками. Они до сих пор висят и на деревьях и на домах, и на дверях подъездов, явно не облагораживая мой родной мегаполис своим потрепанным видом.
И, как я понимаю, снимать эту спец-предвыборную продукцию никто и не собирается. Даже активисты «интернациональной платформы» (кстати, до сих пор, в истории существовали только «интернациональные бригады»…).
Во-вторых, средства массовой информации фактически обошли стороной предстоящие выборы. Хотя у нас в республике, в отличие, например, от России, никаких ограничений на предвыборную агитацию и пропаганду в СМИ пока не существует.
И, поэтому, еще неизвестно: из-за кого многие казахстанцы так и не дошли до избирательных участков. То ли, из-за вялой агитации самих политиков. То ли по причине из рук вон плохого освещения предвыборной борьбы на телевидении и в печати.
Но об этом чуть позже. А сейчас о тех, кто все же следил за выборами.
Вижу! Вижу! Не вижу?..
Желание следить за другими людьми — одно из самых древних желаний человечества. На мой взгляд, появление в Казахстане в последнее время большого количества общественных организаций, пытающихся контролировать выборы, — это безусловный плюс для нашего молодого государства.
Но не, потому что, это соответствует каким-то там стандартам западной демократии. А всего лишь из-за того, что теперь вечно одинокие местные оппозиционеры, хоть в чем-то почувствуют конкуренцию.
Ведь раньше после выборов оппоненты власти исключительно единолично раздавали тумаки и пряники. И все «пряники», естественно, оставались у них. После чего их гладили по голове европейские бюрократы.
Ныне же эта монополия разрушена. Что дает надежду на более объективное освещение событий, которые в этот раз произошли вокруг избирательных урн. И это — третья отличительная особенность нынешних выборов.
Вот такие мы люди. И вы на нас не обижайтесь
А теперь, давайте вернемся к теме: «СМИ на выборах 2003 года». Что же произошло? Почему пресса почти самоотстранилась от выборов? Самый простой ответ кроется в небольших финансовых средствах выделенных партиями на нынешнюю предвыборную кампанию. И это, мол, «обесточило» прессу, которая уже разучилась работать без «заказа».
Подобные выводы, сколь некорректны по отношению к журналистам, столь, по сути, и правдивы. К сожалению, молодое племя СМИ-шных работников еще не знает, что это такое: писать о том, что видишь, а не том, что скажут. Среднее же поколение работников прессы это уже почти забыло. Ну, а старшее поколение бойцов кейборда и диктофона, расцветшее когда-то во времена перестройки, ныне попросту списали с «медийного корабля». А с пенсионеров, — какой спрос?
С другой стороны, даже своим бездействием на нынешних выборах наши СМИ еще раз доказали, что они являются неотъемлемой частью казахстанского общества. Со всеми его успехами и проблемами…
Вот, вроде бы и все. А посему я предлагаю всем читателям, у которых в округах пройдет второй тур голосования, еще раз выполнить свой гражданский долг, — и сходить на избирательные участки. Хотя бы для того, чтобы чувствовать себя не «маленьким ненужным винтиком», а по-настоящему свободным человеком.