Предпринимательство в законе - Караван
  • $ 478.93
  • 534.96
+26 °C
Алматы
2024 Год
20 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Предпринимательство в законе

Предпринимательство в законе

Отечественные бизнесмены расходятся в оценках законопроекта "О частном предпринимательстве".

  • 12 Июля 2005
  • 1132
Фото - Caravan.kz

Весьма непростым оказалось прошедшее на днях в Алматы расширенное заседание членов координационного совета Общенационального союза предпринимателей и работодателей «Атамекен».
Это тем более привлекло внимание, что участие в заседании принимал вице-премьер — министр индустрии и торговли республики Сауат Мынбаев.
Основным «камнем преткновения» на встрече руководства Союза и предпринимателей стал законопроект «О частном предпринимательстве», находящийся ныне на рассмотрении парламента, особенно те его статьи, где регламентируется финансирование общественных объединений предпринимателей и принципы их аккредитации.
Авторы законопроекта, поддерживаемого руководством Союза «Атамекен», настаивают на необходимости законодательно закрепить обязательные отчисления членских взносов, сумма которых будет равна одному МРП на одного работника компаний, входящих в ту или иную общественную организацию предпринимателей. Важный момент — эти взносы будут относиться при начислении налога к вычетам.
Казалось бы, последнее обстоятельство должно было устроить всех чего, однако, не произошло. У ряда предпринимателей возникли опасения, что таким образом будет создана и финансово обеспечена за их счет и счет профессиональных объединений структура, которая станет впоследствии «давить» на бизнесменов и их ассоциации в своих интересах или интересах государства.
Альтернатив такому варианту финансирования было выдвинуто две: бюджетная поддержка или за счет добровольных членских взносов. В ответ на это Серик Ахметов, исполнительный директор Союза «Атамекен», заметил, вполне резонно, что «если мы хотим создать реально действующую институциональную систему представительства частного бизнеса, то говорить о добровольности членских взносов на данном этапе, по меньше мере, наивно».
С последним утверждением трудно не согласиться. Реально работающих профессиональных ассоциаций, которые бы систематически напоминали о себе в законотворчестве или хотя бы через СМИ, не так уж много.
Энтузиазма отечественным предпринимателям не занимать, значит, объяснить это можно только одним фактом — проблемами с собиранием денег со своих членов при системе добровольных взносов. И на заседаниях даже активных, «живых» ассоциаций эта проблема часто поднимается. Присутствовавший на заседании вице-премьер Мынбаев по этому поводу заметил:
— Большинство ассоциаций держатся на энтузиазме и неформальном финансировании буквально нескольких предприятий в своих отраслях.
Характерно, что серьезных контраргументов по этому вопросу со стороны противников предложенного варианта законопроекта не прозвучало. Это, видимо, подтверждает мнение, что недовольство предложенной в нем формой финансирования общественной организации предпринимателей в большой степени вызвано опасениями, что сократятся денежные вливания в бюджеты существующих профессиональных ассоциаций.
Но такие опасения вряд ли имеют под собой серьезную почву.
Во-первых, предложенный уровень отчислений в один минимальный расчетный показатель с одного работника действительно невелик, его могут без ущерба для своего развития выделять любые компании.
Во-вторых, такой порядок ведь не отменяет существующую практику неформального финансирования ассоциаций — ее в принципе невозможно запретить. Так что в плане норм финансирования общенационального объединения предпринимателей, заложенных в проекте закона, противодействие им скорее было эмоционально обусловлено, чем серьезно мотивировано.
Больше оснований было для сомнений в адрес такой нормы, как аккредитация. В законопроекте предлагается ввести институт аккредитации при государственных органах единого общественного объединения предпринимателей. Это действительно может породить опасения в установлении бюрократического контроля над общественной сферой, в данном случае в бизнесе.
Известно, что любая разрешительно — запретительная система потенциально опасна чрезмерным усилением государственного давления и коррупции. Однако эти опасения компенсируются, если не полностью, то значительно, тем, что, согласно идее аккредитации, государственные органы, например, министерства, будут обязаны сначала, до официального издания нормативно-правовых актов по предпринимательству, получить экспертное заключение специально аккредитованного объединения предпринимателей, представляющего мнение большинства бизнесменов.
Это особенно подчеркнул вице-премьер Мынбаев, заявив, что цель подобной нормы — навести элементарный порядок в отношениях государственных органов и предпринимательской общественности. Ведь в принципе в одной и той же отрасли экономики может одновременно существовать несколько ассоциаций предпринимателей, каждая из которых будет претендовать на максимальное представительство отраслевых интересов.
Работать со всеми сразу государственные органы не могут: это будет напоминать классический базар. Так же и на более высоком уровне, на уровне надотраслевых предпринимательских объединений. Здесь уже сами предприниматели должны консолидировавшись выбрать из своей среды наиболее эффективные кадровые сегменты и делегировать им консультации с госорганами.
Противоречия на заседании координационного совета «Атамекена» возникли не по линии руководство Союза — предпринимательские отраслевые ассоциации. Хотя и представлять сообщество бизнесменов как нечто единое было бы неправильным.
Но, с другой стороны: ряд объединений полностью поддержали предложенные нормы законопроекта. И именно их мнение выразил президент Союза товаропроизводителей и экспортеров Казахстана Николай Радостовец:
— Нужно не тормозить процесс по этому законопроекту, потому что мы будем его корректировать-совершенствовать еще многие годы. Но такой закон должен быть. Этот закон должен быть в парламенте, и по нему депутаты должны быстрей принять решение.