Громила-полковник и любимица Сталина
Перефразируя Чебурашку, можно сказать: “Мы ждали, ждали и наконец дождались!”. Почти 20 долгих лет искатель приключений Индиана Джонс пребывал вне киноэкранов. Однако неумолимая страсть Голливуда к возрождению легендарных серий вызвала Инди к жизни. Старая-добрая команда Спилберг–Лукас–Форд собралась вновь, чтобы отснять четвертый фильм – о загадочном Королевстве хрустального черепа.
…Одно летнее утро 1957 года для сверхсекретных базы и полигона Пентагона в Неваде не задалось окончательно и бесповоротно. В гости нагрянул… взвод переодетых агентов КГБ под руководством полковника Довченко (Жижикин) – туповатого, но исполнительного громилы, и полковника Ирины Спалько (Бланшетт) – любимицы Сталина и любительницы всего оккультного и паранормального. Чекисты привезли с собой доктора Генри “Индиану” Джонса (Форд), которого взяли за раскопками какой-то доисторической рухляди в Мексике. Инди кровавому и беспощадному КГБ понадобился для нахождения останков того самого пришельца, сбитого над Розуэллом в 1947-м. А вот зачем Спалько с ее краснознаменными товарищами понадобился пришелец – это и предстоит узнать Индиане, а также особо усидчивому и ностальгирующему зрителю.
Куда же без хрустальных черепов?!
Наверное, не будет преувеличением утверждение, что четвертый “Индиана” был одной из самых ожидаемых премьер года. И причин тут достаточно. Во-первых, сама марка серии, запущенной в 1981 году и имеющей десятки миллионов поклонников. Во-вторых, магия имен Стивена Спилберга и Джорджа Лукаса – отцов серии. Ну и наконец, в-третьих, банальная, чрезвычайно свойственная человеку ностальгия, тем более что в век уже порядком надоевших спецэффектов обещание “снимать по старинке” выглядело очень уж заманчиво.
Однако для начала Индиане нужно было придумать новое приключение. Лукас, идейный вдохновитель всех фильмов, сразу настаивал на идее с хрустальными черепами, но Спилберг и Форд, без которого, как вы понимаете, во всей этой затее никуда, противились. Режиссер и актер посчитали идею мелковатой для масштабов “Индианы”, и все-таки Лукас их убедил. Очень жаль, что объекты его убеждения оказались столь мягки, впрочем, об этом ниже. Затем теплая компания отвергла несколько набросков сценариев, в том числе от таких не последних в кино людей, как М. Найт Шьямалан и Фрэнк Дэрабонт, сюжет которого предусматривал возвращение в серию отца Инди (его ранее играл Шон Коннери) и появление брата (его должен был сыграть Кевин Костнер).
Чертовски приятно на душе
В итоге отказались не только от сценария Дэрабонта, но и от роли отца. Коннери ответил отказом на участие в фильме, и, как это часто бывает, его персонажа попросту умертвили, оставив лишь портрет на столе Индианы. Таких приветов предыдущим фильмам в “Королевстве хрустального черепа” множество, и они – одно из лучших впечатлений от ленты. Трижды поминается доктор Маркус Броуди, соратник Инди, которого в любом случае нельзя было бы воскресить – актер Денхольм Эллиотт скончался в 1992 году от СПИДа. Поклонники серии в начале фильма без труда заметят на подвергшейся нападению кагэбэшников базе тот самый потерянный ковчег из самой первой картины 1981 года. Появляется и одна из девушек Инди – Мэрион – из той же ленты… И от такой вот ностальгии чертовски приятно на душе.
От чего еще приятно? Конечно, от фирменного юмора “Индианы”, который никуда не делся. От кривой ухмылки Харрисона Форда и его трепетных взаимоотношений с легендарной шляпой. От как всегда блистательной Кейт Бланшетт и чудесного восточноукраинского акцента ее героини: “Проходьте!”, “Прощевайте!”. Не знаю, как это все звучит в оригинале, но в дубляже, как минимум, комично.
Сплошной Лукас
И тем не менее в “Королевстве хрустального черепа” не все так радужно. Если бы это было не продолжение легендарной серии, а самостоятельный фильм, то его бы разнесли в пух и прах – тут уж вряд ли есть сомнения. Тот же дуплет из “Сокровищ нации”, обвинявшийся в копировании стиля “Индианы”, смотрится выигрышнее нового фильма о докторе Джонсе. Прежде всего потому, что не хватает масштаба. Нет привычного “Сегодня мы в Лос-Анджелесе, поутру в Гонконге, послезавтра в Тибете, а завтракать будем у рейхстага”. Как засел Инди вместе с врагами в Южной Америке, так оттуда и не вылезает. И тут уж ни джунгли, ни водопады, ни потайные города не спасают – мелковато для “Индианы”, мелковато.
Момент второй – усилившееся влияние Лукаса. Если первые две трети фильма – еще куда ни шло, то последняя – чистый Лукас, причем в его худших проявлениях. Обычно в таких случаях спрашивают: “Что курили?!” Мы старика Лукаса подозревать ни в чем таком не будем, а просто отметим, что все вот эти тарелочки, гуманоиды и параллельные миры – это все “Звездные войны”, и зачем их было скрещивать с “Индианой”, совершенно непонятно.
Но, похоже, это все-таки не финал легендарной серии. В последней сцене нежданно-негаданно появившийся у Инди сынок в исполнении Шии ЛаБефа вроде бы перехватывает эстафету у престарелого папаши, но как бы не так! Форд обещал сняться во всех пяти задуманных еще в 1980-х фильмах о докторе Джонсе, и, судя по всему, он в них снимется.
Оценка зрителей на сайте www.imdb.com (Internet Movie Database) – 7,5 из 10.
Оценка автора – 7,5 из 10.
Интересный факт
В ходе подготовки к роли Харрисон Форд, которому, между прочим, в июле исполнится 66 лет, по три часа проводил в тренажерном зале. Сел на усиленную протеиновую диету из рыбы и овощей, дабы привести тело в состояние, позволяющее самому исполнять трюки.
Дмитрий МОСТОВОЙ