Праздник на “птичьих правах” - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+20 °C
Алматы
2024 Год
22 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Праздник на “птичьих правах”

Праздник на “птичьих правах”

Более 10 тысяч казахстанских военнослужащих, проходивших службу на таджикско-афганской границе, до сих пор не признаны участниками боевых действий. Об этом нам рассказал заместитель председателя Республиканского совета ветеранов афганской войны “Ардагер” Кайрат ГУСМАНОВ.

  • 11 Мая 2012
  • 4956
Фото - Caravan.kz

Словно и не было “Казбата”

– Так получается, что в свой профессиональный праздник, в День 20-летия Вооруженных сил Казахстана, мы говорим о проблемах, – начал свой рассказ подполковник Гусманов. – Солдаты и офицеры, отдавшие долг служению в Силах коллективной безопасности в Центральной Азии, сегодня оказались в тени. Государство так и не приняло закон, который бы дал нам статус участников боевых действий. А это для нас в первую очередь – признание обществом и патриотическое воспитание молодежи. По соглашению пяти государств – России, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана и Киргизии – был сформирован батальон для защиты границ СНГ на таджикско-афганском участке. Служба началась в 1993 году, после того как напали на 12-ю Московскую погранзаставу.

– Сколько наших бойцов участвовало в защите общих границ, сколько пало в бою?

– С 1993-го по 2000-й около 10 тысяч солдат, офицеров и прапорщиков отдали свой воинский долг. Я служил в отдельном сводном стрелковом батальоне РК. До сих пор точные данные нам недоступны. Приблизительное количество потерь наших бойцов может достигать полусотни. Люди погибали и в перестрелках, и в ходе операций по пресечению наркотрафика.

Каждый год 7 апреля вместе с боевыми товарищами из России мы отмечаем скорбную дату – день памяти 17 военнослужащих, погибших на таджикско-афганской границе в ущелье Пшихавр в 1995 году. И наши боевые братья, давно в России признанные ветеранами той войны, желают нашему правительству наконец придать такой статус нашим миротворческим силам “Казбата”, служившим в 1993–2000 годах там. Кстати, в 1993-м во время боя на той самой 12-й пограничной заставе был убит командир Михаил Майборода. За его могилой, которая находится в Алматы, мы ухаживаем, отдаем дань его памяти.

Чтобы не выпрашивать

– Какие цели вы преследуете, стремясь объединить бывших сослуживцев?

– Пользуясь случаем, хочу пригласить в филиалы “Ардагера” всех казахстанцев, служивших на таджикско-афганской границе. Дайте о себе знать! Мы хотим зарегистрировать организацию, чтобы отстаивать интересы наших ребят, их семей, оказывать социальную защиту. Одним из примеров того, как бойцы “Казбата”, не имея статуса участников боевых действий, не могут получить должную помощь, является судьба Даурена Есполова. От полученных на службе ранений он заработал кучу болезней. Но на гражданке их не связали с боевыми ранами, медпомощь ему оказывается на общих основаниях. Мы надеемся выбить для него квоту на лечение, как для участника боевых действий… Конечно, “Ардагер” оказывает необходимую разовую помощь нашим ребятам, но хочется, чтобы бойцы “Казбата” ходили с гордо поднятой головой и ни у кого ничего не выпрашивали.

Российские воины обладают льготами на проезд, лечение, лекарства… Наши “афганцы”, хоть и не имеют таких льгот, как в России, но тоже давно признаны обществом и государством. Их на войну посылал СССР. Нас отправил служить независимый Казахстан. Так почему мы не можем стать ветеранами боевых действий?!