Праздничная дата. Вехи независимости - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-3 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Праздничная дата. Вехи независимости

Праздничная дата. Вехи независимости

16 декабря 1991 года в Казахстане – особая дата. В этот день был принят Конституционный закон о независимости Республики Казахстан. Каких достижений добилась страна за 23 года своего суверенитета? Через какие испытания пришлось пройти? И к чему сегодня мы приблизились? На эти вопросы отвечает директор Института международной экономики и политики при Фонде Первого Президента – лидера нации, Султан АКИМБЕКОВ.

  • 19 Декабря 2014
  • 1640
Фото - Caravan.kz

– Казахстан 23 года живет в условиях независимости. Какие главные вехи вы могли бы отметить?

– Самый первый этап в истории нашей независимости – с начала 1990-х – был связан с первоначальным государственным строительством. У нас не было никаких институтов современного государства, все фактически создавалось с нуля. И это действительно был большой вызов. Достаточно вспомнить, с какими проблемами столкнулись многие другие бывшие советские республики именно на этом этапе развития – Азербайджан, Грузия, Молдавия, Таджикистан.

Второй этап – условно с середины 1990-х – связан с адаптацией к рынку, с введением рыночной экономики. Очень болезненный, но необходимый этап. Экономическая модель Советского Союза не просто была нежизнеспособна уже к концу 1980-х. Проблема была в том, что делалась идеалистическая попытка обойти основные законы мировой экономики. Она не удалась, и всем странам бывшего СССР пришлось возвращаться на рыночный путь развития. Все они столкнулись с очень большими проблемами, потому что у нас не было частной собственности и институтов, ее обеспечивающих, не было банковской системы, фондового рынка – ничего, что помогло бы нам в регулируемой стихии рынка.

Наш прошлый опыт плановой экономики ничем не мог нам помочь. В этой ситуации одни сделали выбор на сохранение основных принципов советской экономики, так произошло в Узбекистане, Туркменистане и Белоруссии. Другие пошли по пути полного заимствования западной модели – та же Прибалтика. Казахстан в этой ситуации выбрал путь рыночных реформ. И это, как оказалось, был более правильный выбор. При всех наших вопросах у нас нет тех проблем, которые стоят перед нереформированными экономиками Узбекистана, Туркменистана и Белоруссии. У нас даже нет таких проблем, которые стоят сегодня перед соседней Россией.

Третий этап – с конца 1990-х – был связан с обострением геополитической борьбы великих держав вокруг Казахстана. Эта борьба серьезно угрожала стабильности ситуации во всем регионе. Достаточно вспомнить нападение боевиков Исламского движения Узбекистана (ИДУ) на Киргизию и Узбекистан в 1999-х и 2000-х годах. Именно тогда Казахстан отрабатывал на практике элементы многовекторной политики.

Четвертый этап был связан с бурным ростом мировой экономики начала 2000-х и последующим кризисом 2007–2009 годов. Это время предоставило нам не только много возможностей, в первую очередь финансовых, но и создало немало трудностей. Но Казахстан извлек уроки из происшедшего.

– Что, по-вашему, является самым важным достижением эпохи независимости? Мы выполнили программу- минимум, которая подразумевается независимым статусом государства? Какие еще задачи необходимо решить?

– Самым важным достижением является то, что мы прошли эти 23 года без потрясений, но при этом смогли обеспечить развитие страны. И сумели занять особое место в системе международных отношений. Для сравнительно небольшой по численности населения страны это важный показатель ее влияния, который является частью системы обеспечения ее безопасности.

Сегодня общество переживает достаточно болезненный этап своего развития: налицо дальнейшее расслоение общества, другие болезни роста.

– Каких трудностей стоит еще ожидать?

– Здесь сразу надо сказать, что мы в Казахстане, как и граждане других государств бывшего СССР, еще долго будем иметь дело с его образом. Причем со временем он все более идеализируется в общественном сознании.

Естественно, что отсюда в обществе часто критическое отношение к рыночной экономике и ее последствиям – в частности, к социальному расслоению. Понятно, что во времена СССР с его условным равенством, пусть даже в общей бедности и при отсутствии возможностей для инициативы, вернуться не получится. Но запрос на сильную социальную политику в обществе остается высоким. Поэтому главная задача государства в нынешних кризисных условиях при падении цен на нефть – поддерживать социальные обязательства на прежнем уровне. Конечно, падение цен на нефть – это серьезная проблема для Казахстана. Но для нас также большие сложности представляют проблемы наших соседей и партнеров по Таможенному союзу. Потому что девальвация рубля ведет к росту цен в России, что не может не сказаться и на нас в связи с наличием Единого экономического пространства.

Но в целом наше положение лучше, чем у соседей. У нас больше резервов в расчете на душу населения и нет таких обязательств, например, как расходы на оборону, меньше пенсионеров. У нас есть все возможности, чтобы не просто пережидать кризис, а двигаться дальше.