Правозащитники пришли в ужас от проблем в жилищном строительстве Астаны - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-4 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Правозащитники пришли в ужас от проблем в жилищном строительстве Астаны

Правозащитники пришли в ужас от проблем в жилищном строительстве Астаны

Жильцы некоторых новостроек столицы боятся засыпать по ночам. В одних “муравейниках” не установлены системы пожаротушения, а электричество подключено от соседних зданий, в других сыплется керамогранит. Устав самостоятельно бороться с нерадивыми застройщиками, граждане обратились к правозащитникам. И те тоже пришли в ужас от накопившихся в жилищном строительстве проблем.

  • 29 Января 2019
  • 6526
Фото - Caravan.kz

Снова за старое?

Старожилы Астаны помнят, как митинговали, устраивали голодовки и прочие перфомансы дольщики в конце нулевых. Тогда из-за кризиса остановились многие стройки, некоторые квартиры оказались проданы по нескольку раз, руководители фирм сбежали или были арестованы, а люди, отдавшие за свои квадраты последнее, могли оказаться на улице. Доводить до ума наиболее крупные и сложные объекты пришлось государству.

Сейчас, как отмечает глава Фонда развития парламентаризма в Казахстане Зауреш БАТТАЛОВА, подобные митинги были бы бессмысленны – сколько ни митингуй, бюджет страны испытывает дефицит, и спасать дольщиков, которых теперь называют инвесторами, просто не на что. Между тем, как отмечает правозащитница, с каждым годом проблем в жилищном строительстве становится все больше: к ней ежедневно приходят столичные граждане и просят помочь разобраться в ситуации.

– После того как основная часть дольщиков 2008 года получила свое жилье, я перестала эту тему “вести” системно, были единичные обращения, которым мы пытались помочь в частном порядке. Но вот уже несколько лет отмечаю, что идет новая активизация: люди приходят с одними и теми же проблемами, решение которых лично я вижу в системном подходе, – рассказывает нам Зауреш Батталова.

Страхи столичных жителей

Побеседовать с правозащитницей мы решили после пресс-конференции, которую организовали дольщики проблемных жилых комплексов Астаны. В тесный зал одной из столичных гостиниц набилось около 50 человек – это наиболее активные делегаты от жильцов новостроек, возмущенных качеством купленных квартир. Как "развестись" с управляющей компанией, навязанной застройщиком при покупке недвижимости

Вот, например, ЖК “Виктория”. Комплекс продавался как жилье бизнес-класса, сдан в эксплуатацию еще в 2012–2016 годах, но до сих пор, как уверяют его жильцы, недостроен.

– Все инстанции, которые возможно, мы уже прошли. Наш ЖК “Виктория” состоит из трех двадцатиэтажных блоков. При сдаче были грубейшие нарушения: в блоке 2а до сих пор нет ни противопожарной сигнализации, ни самой системы пожаротушения. Трубы под систему есть, но вода туда до сих пор не закачана. В третьем блоке нет ни дымоудаления, ни вентиляции, ни пожаротушения. То есть там просто пустая шахта! Это вообще катастрофа! Люди, засыпая, боятся не проснуться. Все сидят, принюхиваются, нет ли запаха дыма. То есть мы живем в постоянном страхе, что у нас может случиться та же трагедия, что была год назад в Кемерове. Как этот дом принимали в эксплуатацию? – недоумевает представитель проблемного ЖК Ирина КОВАЛЕВА.

Довершает образ жилья бизнес-класса отсутствие собственной электроподстанции.

Сейчас электричество сюда поступает с соседнего ЖК, и, если там случается какой-то сбой, скачок энергии или еще какое-то ЧП, обитатели “Виктории” остаются без света. Они очень переживают, что однажды чья-нибудь проводка просто не выдержит и начнется пожар.

– Подстанцию нам акимат пообещал сделать, на нее было выделено 18 миллиардов тенге, насколько мы знаем, но пока ничего не сделано. Что же касается пожаротушения, мы уже сами собрали целевые взносы на то, чтобы доделать всё, но управляющая компания, хоть деньги и собрала, но ничего не сделала, – рассказывает Ирина Ковалева.

Другие квартировладельцы жильцам “Виктории” могут даже позавидовать. Например, ЖК “Орбита” до сих пор не сдан в эксплуатацию, хотя уже шесть лет в нем живут люди.

– Я постоянно хожу на межведомственную комиссию акимата с одним только вопросом: что нам сделать для того, чтобы наш дом был принят в эксплуатацию? Коммунальные услуги мы оплачиваем в полном объеме уже шесть лет, а домовых книг нет до сих пор. Закону “О жилищных отношениях” нужен срочный ремонт

То есть мы не прописаны по адресу, не можем обратиться в поликлинику, устроить детей в школу и садик, взять кредит и так далее.

Председатель МВК мне говорит, что мы должны создать жилищно-строительный кооператив и начать подготовку к сдаче. Но согласно их “дорожной карте” мы должны достраивать наш дом за свой счет. Речь идет не об одном и не о двух тенге, а примерно о миллиарде. Естественно, у нас таких денег нет.

Да и вообще, почему за мошенничество должны отвечать мы, люди, которые уже выплатили полную стоимость квартир?

Нам также говорят, что у застройщика не было разрешения на строительство. У меня вопрос к нашим госорганам: как они могли не замечать на протяжении нескольких лет незаконную стройку? – говорит представитель ЖК Наиль ИСЕНОМАНОВ.

Не сданный в эксплуатацию комплекс уже разваливается: с его стен постоянно сыплется керамогранит, отсутствуют собственная электрическая подстанция и противопожарная система.

Как сообщил представитель акимата, пришедший на встречу с дольщиками, по Астане десять ЖК, не сданных в эксплуатацию уже много лет, в которых живут люди. Всем им стоит рассчитывать только на себя: создавать ЖСК, судиться с застройщиком и думать, как самим наводить порядок в своем дворе.

Есть и третья обширная группа недовольных – дольщики долгостроя.

Где-то дома стоят почти готовые, где-то стройка встала на уровне коробки. Зачастую главы строительных компаний, собравших деньги с людей, под следствием или в бегах, в некоторых случаях покупатели квартир видят рейдерский захват. Реально ли строить жилье честно?

– Наш ЖК был готов на 90 процентов, когда у застройщика начались проблемы с проверяющими органами. Мы склоняемся к мысли, что почти готовый дом у него просто хотят отобрать в пользу кого-то своего, – говорит представитель ЖК “Есиль” Даулет АЙТИМБАЕВ.

Все решаемо?

Как отмечает Зауреш Батталова, эти три случая наиболее типичные для столичного жилищного рынка, и все они должны решаться системно.

– Я вхожу в рабочую группу по подготовке поправок в Закон “О ЖКХ” и недавно узнала, что представители ЧС сейчас не участвуют в приемке домов.

За противопожарную безопасность дома отвечают сами жильцы. Откуда они знают противопожарные стандарты?

Сейчас этот вопрос курируют КСК, но согласно новым поправкам функции будут переданы объединениям собственников имущества. Даже если такая норма и будет принята, она будет правомерна исключительно для новых строек, но когда некачественными сданы здания давно – это повод для независимых проверок, – говорит она о том, как можно решить проблему некачественного строительства домов, сданных в эксплуатацию.

Что касается комплексов без правоустанавливающих документов, то Зауреш Батталова советует вспомнить опыт 2008 года.

– Конечно же, жильцы не хотят создавать ЖСК и достраивать дом за свои деньги. Но что тут важно? Важно то, что этот метод не дает никаких гарантий, что дом все же будет принят в эксплуатацию. В 2008 году, когда была та же проблема, гарантии людям давали Генеральная прокуратура и профильное министерство. Прокуратура давала доступ ЖСК к имуществу застройщика, а министерство курировало работу, чтобы дом был достроен правильно, – напоминает она.

Сложнее всего будет тем, чьи дома недостроены. Самый главный вопрос: где взять денег на их завершение? В первую очередь, конечно, надо искать коммерческие пути, но нелишним будет и понять, кто разрешил их строительство, на каких условиях.

Для начала правозащитница предлагает поднять все старые дела и проверить их на предмет коррупционной составляющей. Особенно когда речь идет о домах, которые строились по решению МВК.

По каким критериям эта самая комиссия решала, кому выдавать государственные деньги, а кому нет?

– Это одна из коррупционных схем, но на самом деле их больше, и надо с ними разобраться, исключить спорные нормы, – уверена Батталова.

АСТАНА