Право на квоту Или вслух о проблеме трудоустройства инвалидов - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-6 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Право на квоту <br>Или вслух о проблеме трудоустройства инвалидов

Право на квоту
Или вслух о проблеме трудоустройства инвалидов

Человечеству было мало разграничить общество на социальные группы. Оно попутно наклеило на них соответствующие уничижительные ярлыки - безотцовщина, детдомовец, дебил, калека, инвалид.

  • 6 Апреля 2006
  • 5446
Фото - Caravan.kz

Такова разделительная линия, по одну сторону которой находятся люди с ограниченными физическими возможностями. Их количество велико. По данным экспертов ООН мировая «армия» инвалидов составляет 600,0 миллионов человек или 10 % населения. Из них 385 миллионов являются лицами трудоспособного возраста.
В Казахстане численность инвалидов равна населению Мальты — около 400 тысяч, или 3 % от всего населения республики. Из них инвалидов трудоспособного возраста — около 70 % от общего числа.
За последние три года в 1,5 раза увеличилось общее количество трудоустроенных инвалидов (с 5910 до 9128 человек). При этом трудоустройство среди инвалидов второй группы в пределах от 0,7 % до 3,7 %, третьей группы — от 8,9 % до 16,1 %.
Несмотря на рост этих показателей, численность трудоустроенных составляет незначительную часть от общего числа инвалидов трудоспособного возраста.
Занятость инвалидов в Казахстане, так же, как и во многих странах, сталкивается со значительными препятствиями, главной из которых является низкая конкурентоспособность на рынке труда.
Работодателям экономически невыгодно специально для инвалидов создавать условия труда. Поэтому наиболее распространенными средствами трудоустройства инвалидов являются специализированные предприятия и общественные объединения инвалидов.
В республике 33 учебно-производственных предприятия Казахского общества слепых и 18 — Казахского общества глухих, в которых в общей сложности занято около 4 000 инвалидов.
Основными видами деятельности данных предприятий являются пошив швейных изделий, производство трикотажных, картонажных, электротехнических, пластмассовых изделий, производство мебели, предоставление полиграфических услуг и ремонтно-строительных работ и др.
В отличие от цивилизованных стран, на постсоветском пространстве инвалиды ассоциируются с сирыми и убогими с протянутой рукой, заполонившими перекрестки загруженных улиц, базары, вокзалы, подземные переходы. Ситуация была бы несколько иной, если бы казахстанские инвалиды имели возможность на равных условиях получить вакансию на рынке труда.
Несмотря на имеющиеся стереотипы, которые преследуют людей с ограниченными физическими возможностями, государства разных стран стремятся к улучшению их положения.
Например, в Литве уже давно отошли от старых традиций, приняли новый, социально ориентированный закон для инвалидов, обеспечили для них доступ ко всем учреждениям и повысили пособие до $130 в месяц. Но это только материальные факторы, которые, конечно же, не решают всех проблем.
Главное — отношение общества к инвалидам. В Литве барьер негатива и общественного скепсиса удалось преодолеть: здесь людям с ограниченными физическими возможностями дали право на труд и обучение. Кроме того, планируется введение новой системы — определение процента нетрудоспособности взамен старой советской системы по группам инвалидности.
Государственная политика России тоже уделяет внимание проблемам трудоустройства инвалидов. По закону «О социальной защите инвалидов» предприятия обязаны квотировать рабочие места для них еще с 1995 года.
Причем это касается всех предприятий со средней численностью свыше 30 человек. Однако региональными подзаконными актами предприятиям предложили альтернативу — выплачивать ежемесячную плату в региональный бюджет за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах квоты.
Местные власти долго определяли конкретный размер и порядок перечислений. Лишь летом прошлого года в Москве приняли норму о квотировании рабочих мест. Документ установил 4%-ную квоту для приема на работу инвалидов. А за каждого нетрудоустроенного по тем или иным причинам инвалида работодатель должен ежемесячно перечислять в городской бюджет взнос в размере прожиточного минимума.
Несмотря на то, что законность «инвалидного» налога вызывает сомнения, а за его неуплату никакие санкции не грозят, большинство московских фирм его исправно перечисляют.
Стоимость каждого нетрудоустроенного в пределах квоты инвалида в различных регионах устанавливается в зависимости от ставки прожиточного минимума (размер составляет пока от 1 до 5 ставок), или от ставки первого разряда единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы.
По некоторым регионам Российской Федерации сумма штрафа за отказ от трудоустройства инвалидов варьируется примерно от $20 до $500.
В Казахстане тоже существуют законы по защите прав инвалидов. Недавно принято Постановление акимата города Алматы «Об установлении квоты рабочих мест для инвалидов».
В этом документе говорится, что работодателям города, имеющим численность работников свыше 33 человек, необходимо соблюдать квоту рабочих мест для инвалидов в размере 3 % от общей численности рабочих мест. Постановление есть пока только на бумаге, но нет механизмов его реализации. На мой взгляд, это позволяет благополучно уклоняться от добросовестного квотирования.
Возникает много вопросов. Если в данном случае речь идет только о противодействии трудовой дискриминации, то зачем требовалось принимать квоту? По-моему, квота для инвалидов и ответственность за дискриминацию по этому поводу, по сути, разные вещи. Во втором случае законодатель лишь предписывает работодателю относиться так, как он действовал бы в нормальных условиях, т.е. если работник не подошел по квалификационным требованиям, и при условии отсутствия субъективизма в действиях работодателя, он может спокойно отказать в приеме. Но если так подходить, то зачем вообще нужна квота? Норм о запрете дискриминации и ответственности за нее было бы достаточно.
Вводя квоту, законодатель задумается и пойдет дальше: прикрываясь квалификационными и иными «разумными» требованиями, он может безо всяких проблем избегать принятия инвалидов.
Но, имея перед собой конкретную квоту, работодатель, хочет он этого или нет, вынужден кого-то все же принять на работу. И поэтому, уже перестав «вилять», будет действительно искать квалифицированного работника-инвалида. Но и в этом случае снова возникают проблемы. Может ли кандидат-инвалид оспорить отказ работодателя от реализации квоты? Ведь работодатель может сказать, что он хочет найти более квалифицированного или со стажем специалиста-инвалида. А раз нет временных рамок реализации квоты, то можно искать специалиста год, два, три.
Например: пришел инвалид устраиваться на работу, рассчитывая на квоту. Работодатель ему говорит: «Мы обязательно примем кого-нибудь из инвалидов, но мы хотим подождать, может еще, кто подойдет». И так каждый день. Что должен ответить инвалид? Обжаловать отказ от реализации квоты? Но работодатель же не отказывается, он «в процессе поиска».
А то, что среди инвалидов действительно есть высококвалифицированные специалисты, в этом я не сомневаюсь. Эти люди знают, что рассчитывать им в жизни не на что, кроме своих сил и знаний. И в отличие от полноценных людей впустую время не проводят.
В Налоговом Кодексе (НК) Республики Казахстан есть статьи, которые дают определенные льготы для работодателей. Итак, статья 122 пункт 2: «Налогоплательщики, использующие труд инвалидов, имеют право на уменьшение налогооблагаемого дохода на сумму в 2-кратном размере произведенных расходов на оплату труда инвалидов и 50 процентов от суммы начисленного социального налога от заработной платы и других выплат инвалидам».
Кроме того, согласно статье 225 НК «Освобождаются от налога на добавленную стоимость обороты по реализации следующих товаров (работ, услуг):
…15) товаров (работ, услуг) (кроме оборотов по реализации товаров (работ, услуг) от торгово-посреднической деятельности и оборотов по производству и реализации подакцизных товаров и видов деятельности) общественных объединений инвалидов, а также производственных организаций, если такие объединения и организации соответствуют следующим условиям:
— инвалиды составляют не менее 51 процента от общего числа работников таких производственных организаций;
— расходы по оплате труда инвалидов составляют не менее 51 процента (в специализированных организациях, в которых работают инвалиды по потере слуха, речи, зрения, — не менее 35 процентов) от общих расходов по оплате труда;»
На мой взгляд — это недостаточный стимул для принятия на работу лиц с ограниченными физическими возможностями.
Ведь работодателю нужно за свой счет оборудовать рабочее место для сотрудника — инвалида, если он «колясочник» расширять дверные проемы, устанавливать пандусы с нужным градусом наклона и т.д.
С одной стороны существует проблема, как инвалид доберется до места работы. Даже если на улице есть пандусы, то они не всегда безопасны. Угол наклона достаточно высок. Меня всегда приводит в ужас мысль, как инвалид — колясочник будет спускаться с верхней части города по улице Фурманова к Площади республики. Как он сможет затормозить на светофоре?
Если даже правильно обустроено офисное помещение для «колясочника», то может так случится, что он сменит работу. На его место придет глухонемой, тогда ему понадобится сурдолог. Только представьте по статистике в сурдосредствах и сурдопомощи нуждаются 94 000 казахстанцев. Значит, работодателю нужно будет привлекать сурдолога, изыскивая средства оплаты и его услуг?!
— Все это слишком сложно и не выгодно работодателю, поэтому если инвалидам удается найти работу, они стараются работать операторами на телефонах. Оплата за такой труд невелика 2 000 — 5 000 тенге, но многих это устраивает, так как инвалиды привыкли жить, рассчитывая на минимальный доход, — говорит Лязат Калтаева, председатель общества женщин-инвалидов «Шырак».
В заключение хочется сказать что, несмотря на все трудности, с которыми сталкиваются при трудоустройстве на работу инвалиды и работодатели, которых обязывают заниматься социальными проблемами, остается надежда, что со временем и экономическим развитием, положение казахстанских инвалидов изменится к лучшему.
В статье использованы статистические данные из Программы реабилитации инвалидов на 2006-2008 годы.

Электронный адрес автора: v_nechukhrannyy@mail.ru