В начале 90-х годов, анализируя состояние дел с водоснабжением и качеством поставляемой воды в Алматы, специалисты отмечали явные тенденции к увеличению водопотребления в южной столице, наряду с ухудшающимися свойствами грунтовых вод.
На уровне правительства РК встал вопрос о необходимости значительно расширять систему водозаборных сооружений Алматы. Для этих целей был разработан десятилетний план, предусматривающий бурение дополнительно еще 53 новых скважин для добычи грунтовых вод с глубины до 300 метров. Отметим, что до 90-х годов практически вся добыча подземной питьевой воды в Алматы велась с глубины 130-150 метров. Между правительством РК и алматинским ГКП «Водоканал» был заключен контракт на строительство в период с 2001 до 2010 годов новых скважин на общую сумму около 700 миллионов тенге.
В начале 90-х годов в Алматы отмечался бурный рост объектов малого и среднего предпринимательства самых разнообразных направлений и видов деятельности. Несмотря на то, что остановились или работали не в полную мощь многие алматинские гиганты индустрии, являющиеся в прежние времена крупнейшими водопотребителями, нужды в воде многочисленных малых и средних производств, казалось, с лихвой превысят объемы прежнего водоснабжения.
Отсутствие же приборов учета водопотребления приводило порой к неоправданно высокому расходу питьевой воды, в том числе и на технические нужды.
Не секрет, что далеко не всегда новоявленные бизнесмены соблюдали все необходимые экологические и санитарные нормативы, четко выполняли требования по сохранению недр и окружающей среды. Все это негативно сказывалось на качестве грунтовых вод, где было даже отмечено некоторое загрязнение верхних водоносных слоев. Так что в перспективе совершенно закономерно ожидался дальнейший рост водопотребления в Алматы, равно как и возрастающее негативное влияние на экологию региона, в том числе и дальнейшее загрязнение грунтовых вод.
Отсюда и «вытекала» потребность увеличивать подземную вододобычу в Алматы, добираться до более глубинных водонесущих слоев, где качество воды оставалось по-прежнему высоким.
Однако дальнейшее развитие событий оказалось существенно отличным от того, что можно было предполагать еще лет 5-7 назад.
В первую очередь, работа городского «Водоканала» по повсеместному и строгому учету потребляемой воды посредством общих и индивидуальных приборов учета, а, следовательно, и оплата абонентов строго по объему потребления, резко сократила «нецелевое» расходование воды.
Вода из водопроводного крана, став реальным товаром с конкретной кубо-стоимостью, уже не воспринимается потребителями как нечто само собой разумеющееся и совершенно дармовое. А значит оптимизировать расходы воды становится в интересах самого абонента, будь он рядовым потребителем, использующим воду для бытовых нужд, или бизнесменом — руководителем предприятия, где вода входит в технологический процесс производства.
В результате налаженного четкого контроля за последние годы водопотребление в Алматы не только не возросло, но наоборот — уменьшилось практически вдвое.
Суровей и жестче стал контроль за соблюдением экологических норм на предприятиях, повысились требования к самой культуре производства, активно выполнялись мероприятия направленные на сохранение недр и устранение загрязнений грунтовых вод. Все это не могло не сказаться на улучшении экологической обстановки в целом, и, в частности, практически решило проблему загрязненности грунтовых вод в регионе.
В настоящее время потребности южной столицы в питьевой воде полностью решаются с помощью уже существующих, действующих водозаборов, питающихся из источников открытого и подземного типа. Причем даже мощности действующих водозаборов не используются на полную силу — при способности подавать суммарно до 1200 тысяч кубометров воды в сутки, водозаборы сейчас ежесуточно выдают в общей сложности 600-800 тысяч кубометров воды. Этого полностью хватает для нужд алматинских потребителей. Судя же по анализу потребления за последние годы, проведенному специалистами алматинского «Водоканала», даже в самые жаркие, летние периоды, когда потребление воды в городе доходит до максимума, все равно у действующих водозаборов остается достаточный резерв мощностей.
В то же время введение в строй новых скважин грунтового водоподъема предполагает не только значительную финансовую затратность на непосредственные работы, связанные с бурением скважин, монтажом и наладкой оборудования на них. В дальнейшем эксплуатация скважин дренажного подъема предполагает и неизменное увеличение энергозатрат, в первую очередь электроснабжение глубинных насосов.
А в настоящее время даже у алматинского «Водоканала», получающего почти половину воды для своих нужд самотеком с гор Алатау, себестоимость воды практически на 40-50 % складывается из необходимых затрат на электроэнергию.
Здесь хотелось отметить и еще один момент.
Довольно примечательно, что разница в объемах водоснабжения Алматы между летними месяцами (когда население пользуется водой чрезвычайно активно), и зимним периодом (традиционным временем снижения водопотребления), в Алматы не столь существенна, как можно было ожидать. По мнению главного инженера «Станции водоисточников» Василия Петровича Жиленко, дело… в многочисленных утечках городского водопровода. Получается, что водоисточники в значительной мере снабжают водой не население, но дыры и трещины городских водопроводов, через которые питьевая вода попросту теряется и для потребителей, и для «Водоканала», создавая видимость повышенного спроса и буквально выливаясь в сотни тысяч тенге безвозвратного ущерба предприятию.
С аналогичной проблемой столкнулся сегодня и шымкентский «Водоканал» — ТОО «Водные ресурсы-Маркетинг».
При повсеместном контроле за водопотреблением абонентов, и, как следствие, оптимальным водопользовании, необходимость увеличения объемов добычи воды практически сходит на нет.
На передний план выходит новое «слабое звено» водо-канализационного хозяйства, — а именно водопроводные сети, находящиеся на балансе непосредственно предприятия ВКХ, но давно уже выработавшие свой ресурс. Другими словами, здесь как никогда уместно правило — если хочешь увеличить количество воды — избавься от незапланированных утечек.
В алматинском «Водоканале» понимают, что вместо десятилетней программы по бурению новых скважин, теперь лучше заняться латанием водопроводной сети. Однако правительственный контракт требует безукоризненного выполнение договорных обязательств. И в одностороннем порядке нарушить условия «Водоканал» просто не имеет права.
В правительство РК уже направлено обоснование алматинских водников о нерациональности проекта. Но пока правительство молчит.