Опыт прошлого года показал, что даже отличники учебы, прилежно штудировавшие все школьные учебники и классные конспекты, на ЕНТ порой натыкались на такие вопросы, которых ни в одной школьной программе не было.
Ныне минообразования утверждает, что по части корректности и научной ценности тесты этого года куда более выверенные, однако подобные утверждения раздавались и в прошлом году.
То есть вполне возможно, что даже зазубривание всех школьных учебников и пособий вовсе не гарантия получить нужную информацию для правильного ответа на тестовые вопросы.
Тем не менее, масса выпускников 2004 года, даже не будучи зубрилами, сдали ЕНТ в прошлом году по крайней мере на «удовлетворительно». Некоторые секреты успехов «пионеров» ЕНТ, наверное, должны оказаться на вооружении не только сегодняшних ЕНТшников, но и тех, кто призван следить за объективностью при сдаче национального тестирования.
Один из главных советов прошлогодних «подопытных кроликов» — перед экзаменами и тестированием изучать не только и даже не столько школьные учебные пособия, сколько просмотреть сборники тестов для поступающих в ВУЗы, ежегодно издаваемые Министерством образования РК.
Кстати, таких сборников Минобраза только в 2004 году было выпущено три вида. Особо ценным, как отмечают экс-выпускники, оказался сборник тестов изданный Национальным центром государственных стандартов образования и тестирования 2004 года. Во всяком случае, именно из него были взяты большинство вопросов по истории, используемые на прошлогоднем ЕНТ. Заметим однако, что работа с данными сборниками предполагает прежде всего хорошее знание учебного материала, так как ответов на вопросы в тестах не приводится (разве что в качестве примеров). А потому, чтобы подготовиться по сборникам тестов, придется, конечно, листать учебники.
Наиболее целеустремленные выпускники не теряли времени с самого начала учебного года — еще с прошлой осени практически во всех учебных заведениях открывались подготовительные курсы для учеников выпускных классов по подготовке к поступлению в ВУЗы.
Здесь также давались разнообразные и достаточно продвинутые тесты, ответы на которые, кстати, ученикам помогали найти преподаватели.
Правда, подобные курсы были платными, и на них собирались как правило те ученики, кто в помощи преподавателя нуждался в минимальной степени.
Для тех же, кто не имел материальных возможностей весь предыдущий год готовиться к выпускным и вступительным экзаменам на университетских курсах, в последний учебный месяц могли посещать школьные консультации. Подобная внеклассная подготовка была организованна практически во всех школах (во всяком случае, в Шымкенте) и проводилась совершенно бесплатно.
Хотя здесь уже учителя-консультанты вовсе не собирались искать ответы за учеников, но только подсказывали и наводили их на литературу, где ученики могли бы почерпнуть необходимые знания.
Ну и наконец секретное оружие тех, кто с успехом проморгал не только дополнительные курсы, но и все 11 лет школьной учебы. Они опять-таки надеются на шпаргалки, качество которых, благодаря множительной и копировальной технике, многократно улучшилось.
Как замечают бывшие ЕНТшники, несмотря на все усилия организаторов и контролеров ЕНТ, пронести и воспользоваться на тестировании «шпорами» было достаточно просто.
И хотя в прошлом году в шымкентских школах около десятка учеников завалились именно будучи уличенными в использовании шпаргалок, все-таки значительное количество «шпор» сыграли свое дело.
Как последний вариант для выпускников, постараться в последние минуты перед заходом на тестирование найти напарника, с которым затем и садиться за одну парту. Идея в том, что если ты хорошо знаешь, например, математику, а твой сосед историю, то даже если вы до этого с ним не разу не встречались, в процессе трехчасовой сдачи ЕНТ вполне можно прийти к дружественному и взаимовыгодному партнерству.
Ты берешь на себя математическую часть вопросов из своего варианта, и варианта соседа, — он сообразно отвечает и на свои вопросы по истории, и на твои. Правда, для эффективности такого бартера следует как минимум самому кое-что знать хотя бы в одной области знаний…