Правила сингапурского "тигра" - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+20 °C
Алматы
2024 Год
23 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Правила сингапурского "тигра"

Правила сингапурского "тигра"

Получить огромное удовольствие и серьезный урок, можно всего-навсего прочитав книгу. На днях я закончил чтение последней книги бывшего премьер-министра Сингапура, крошечной страны на окраине Юго-Восточной Азии.

  • 16 Июля 2010
  • 2959
Фото - Caravan.kz

Ее написал Ли Куан Ю, и называется она «Сингапурская история: из «третьего мира» — в «первый» (1965 — 2000)».
Название говорит само за себя: это подробный и неспешный рассказ о том, как в данной стране сумели провести, пожалуй, самую впечатляющую модернизацию на планете.
Какие для этого использовались приемы и методы, как находились правильные решения, которые определяли успех страны на долгие годы.
Такой пример очень важен и для нашей страны. Казахстан, стремящийся встать в строй самых развитых стран мира, объявил о своей модернизации. Однако сам процесс, как всем очевидно, идет очень трудно. Мало понастроить новых заводов — нужно создать совершенно новую экономическую среду, определить новые цели и мотивацию как для бизнеса, так и для всего общества.
Модернизация Сингапура под руководством Ли Куан Ю проходила почти ровно тридцать лет — в1959-1990 годы.
В момент обретения независимости Сингапур представлял собой маленькую бедную страну, которой приходилось импортировать даже пресную воду и строительный песок. Соседние страны были настроены недружественно, а треть населения симпатизировала коммунистам. Себя и своих соратников Ли Куан Ю определяет как «группу буржуазных, получивших английское образование лидеров. И наши планы и задачи многим тогда казались нереальными».
Что же получилось через тридцать лет? Сингапур сегодня — высокоразвитая страна с рыночной экономикой и низким налогообложением, в которой важную роль играют транснациональные корпорации. Валовой национальный продукт на душу населения — один из самых высоких в мире (в 2008 году — 38972,1 долл. США). В рейтинге конкурентоспособности ВЭФ экономика Сингапура заняла в 2009 году 3-е место (в 2008 году 5-е место из 134 стран, в 2007 году 7-е место из 131 страны, в 2006 году — 5-е место).
Страна стала крупнейшей торговой державой региона. Объём внешней торговли (2008 год) — около 455,3 млрд. долларов США. Экспорт — 235.8 млрд. долларов, в том числе продукция электронной и электротехнической промышленности, потребительские товары, продукты переработки натурального каучука, нефтепродукты. Импорт — 219,5 млрд. долларов: машины и оборудование, топливо, химические товары, продовольствие. Реальный рост ВВП за период между 2004 и 2007 годах в среднем 7 %, но снизился до 1,2 % в 2008 году в результате глобального финансового кризиса. Инфляция даже в самом кризисном 2008 году — 2,3 %. Сингапурский порт принадлежит к числу крупнейших портов мира, а по многим показателям удерживает первое место. Сингапур — крупнейший финансовый центр не только Азии, но и мира. Уровень преступности в Сингапуре — один из самых низких в мире, при этом законы в Сингапуре достаточно суровые, существует смертная казнь. Проявление национальной вражды и ненависти карается, учитываются даже дискуссии в Интернете.
«Ты помнишь, как все начиналось…», — в своей книге Ли Куан Ю вспоминает, как его правительство делало первые шаги. «Мы приветствовали каждого инвестора… Мы просто из шкуры вон лезли, чтобы помочь ему начать производство», — пишет он. Инвестору создавали все возможные привлекательные условия. Лозунг был один: никаких препятствий для бизнеса — полное благоприятствование и всесторонняя помощь. Словом — чувствуй себя, как в родном доме. И — получилось! Уже через несколько лет, как пишет Ли Куан Ю, «американские транснациональные корпорации заложили фундамент масштабной высокотехнологичной промышленности Сингапура».
В своей книге сингапурский лидер (Ли Куан Ю им остается, несмотря на свой скромный статус советника правительства и 80-летний возраст), дает четкий анализ причин успехов и провалов модернизации, не только в своей стране, но и в других частях мира — Корее, Индонезии, на Филиппинах, и даже в Японии и Китае. Он выделяет семь основных рецептов успеха, которые надо правильно применять, и которые следует учитывать всем странам, решившихся на модернизацию.
Мне показалось очень интересным сравнить эти принципы, на которых основывалась сингапурская модернизация, с реалиями Казахстана. В правильном ли направлении мы идем, учитываем ли в своих модернизационных усилиях опыт тех, кто уже прошел аналогичный трудный путь?
Принцип первый, с которого все начинается: создание честного и эффективного правительства, прилагающего, как пишет Ли Куан Ю «постоянные усилия по обеспечению общественного порядка, личной безопасности граждан, экономического и социального прогресса и процветания». Честность и компетентность, как все просто и ясно! Однако всегда ли казахстанские министры отвечают этому простому критерию? Многочисленные коррупционные скандалы в государственных ведомствах, управленческие решения, за которые потом расплачивается вся страна, кадровая чехарда — все сегодня есть в Казахстане…
Второй рецепт: твердое следование принципу верховенства права, равенства всех перед законом, ликвидация всех привилегий. Суды и судьи должны быть независимы в своих решениях и руководствоваться только законом. И, что самое важное, они должны уважаться обществом.
Применительно к нашей стране данные принципы декларируются, однако очень часто не работают. Доверие к судам и судьям у населения низка. Бюрократизм, волокита, коррупция, несправедливость многих судебных решений, непрофессионализм многих судей — тому причина.
Третье — стабильные и комфортные условия работы для бизнеса. Этому Ли Куан Ю посвящал, как он пишет, добрую половину всего времени, пока стоял во главе Сингапура. Страна выиграла главное капиталистическое «соревнование» среди всех стран региона, а затем и многих стран мира — за капитал, за инвесторов. И, что еще важнее, направила эти огромные финансы на модернизацию, на создание производств даже не сегодняшнего, а завтрашнего дня. Результат налицо: вот уже примерно двадцать пять — тридцать последних лет этот клочок суши на берегу океана является одним из лидеров по привлечению капиталов со всего мира.
В Казахстане бизнес просто стонет под тяжестью налоговых и других проверяющих структур. В рейтинге защиты прав собственности Всемирного экономического форума Казахстан давно держится в девятом десятке мест. Коррупция и бюрократия убивают все живые предпринимательские инициативы. Инвесторы в страну идут, но осторожно, с опаской, и в основном — только в добывающие отрасли. Так что в этом направлении начальные условия для модернизации весьма неопределенные.
Четвертое: понятная и продуманная макроэкономическая политика, сбалансированный бюджет, низкий государственный долг и инфляция. Обязательно — политическая, экономическая, финансовая стабильность.
А вот они в Казахстане есть. Благодаря, кстати, неусыпным заботам Президента. Именно это сегодня служит источником доверия к стране иностранных инвесторов, залогом пусть и медленного, но постоянного роста страны. Но этого мало — нужен мощный толчок к новой экономике.
Пятый «рецепт» — всесторонняя и последовательная защита собственности, обеспеченная независимым компетентным судом. Ничто так не подрывает экономического развития, как несправедливые судебные решения в экономической сфере, как рейдерство, «войны» различных экономических клановых и семейных групп. В Казахстане они есть, и данный факт очень отягощает отечественную бизнес-среду: эти «авгиевы конюшни» Казахстан будет разгребать еще долго…
Шестой принцип — низкая или, по крайней мере, жестко контролируемая коррупция, последовательное разделение власти и бизнеса. Для Ли Куан Ю это был, особенно в первые годы, главный приоритет. Ли Куан Ю так пишет в своей книге: «Коррупция является одной из черт азиатского образа жизни. Люди открыто принимали вознаграждение, это являлось частью их жизни. Борьба с коррупцией началась путём упрощения процедур принятия решений и удаления всякой двусмысленности в законах в результате издания ясных и простых правил, вплоть до отмены разрешений и лицензирования». Были резко подняты зарплаты судей, на судейские должности были привлечены «лучшие частные адвокаты».
Зарплата сингапурского судьи достигла в 80-е годы нескольких сот тысяч долларов США в год (в 1990-е годы — свыше 1 млн. долларов). Были жёстко подавлены триады (мафиозные группировки). Личный состав полиции был заменён с преимущественно малайцев на преимущественно китайцев (процесс сопровождался эксцессами, и Ли Куан Ю лично приезжал в расположение взбунтовавшихся малайских полицейских для ведения переговоров). Госслужащим, занимающим ответственные посты, были подняты зарплаты до уровня, характерного для топ-менеджеров частных корпораций. Был создан независимый орган с целью борьбы с коррупцией в высших эшелонах власти (расследования были инициированы даже против близких родственников Ли Куан Ю). Ряд министров, уличённых в коррупции, были приговорены к различным срокам заключения, либо покончили жизнь самоубийством, либо бежали из страны. Среди них были и давние соратники Ли Куан Ю, такие как министр охраны окружающей среды Ви Тун Бун.
Последовательная борьба с коррупцией дала результат — в 2009 году Сингапур являлся третьей в ряду самых чистых от коррупции стран мира, уступив только Новой Зеландии и Дании.
У нас борьба с коррупцией порой напоминает игру в поддавки. Множество скромных чиновников, живущих на зарплату, имеют многомиллионные дома, дорогие машины, недвижимость за рубежом. И никто не спросит: откуда? Даже по официальным данным, уровень коррупции в Казахстане из года в год растет. Зарплаты госслужащих, хоть и поднимаются со временем, остаются низкими. Большие зарплаты и премии топ — менеджеров государственных компаний не стимулируют их к творческой работе. Часто в ведомствах процветают кумовство, клановость, землячество. В последнее время предпринимаются дополнительные усилия по борьбе с коррупцией, но пока у этой гидры отрастают десять новых голов, взамен одной срубленной.
Седьмой принцип: серьезная реформа государственных институтов (министерств и ведомств, полиции и силовых структур, судов, и местного самоуправления). Без этого модернизационные усилия пропадут втуне. В Казахстане о реформе политической и государственной системы речь не идет. Поэтому многочисленные инициативы, огромные средства исчезают без видимого эффекта для экономики и общества.
Завершая свою книгу, Ли Куан Ю признает, что даже самый гениальный человек ограничен в своем предвидении. Мир стал слишком огромен и сложен, а процессы в нем слишком взаимосвязаны. Вот что он говорит:
«Будущее является столь же многообещающим, сколь и неопределенным, — пишет он. -Индустриальное общество уступает место обществу, основанному на знаниях,
новая линия раздела пройдет в мире между теми, кто обладает знаниями, и теми, у кого их нет. Мы должны учиться и стать частью мира, основанного на знаниях.
То, что мы преуспевали на протяжении последних трех десятилетий, не гарантирует, что так будет продолжаться и впредь. Тем не менее, наши шансы не потерпеть неудачу будут лучше, если мы будем придерживаться тех основных
принципов, которые помогли нам преуспеть. Это — общественное согласие, достигаемое путем справедливого распределения плодов прогресса. Это — равные
возможности для всех. Это — система продвижения по заслугам, при которой лучшее место занимает наиболее достойный. Последнее особенно важно, когда речь идет о людях, возглавляющих правительство».
Золотые слова, к которым стоит не только прислушаться, но и принять их как руководство к действию.