В последние годы в обществе активно поднимаются проблемы особенных людей. Но одно дело, когда вопросы задают общественники, и совсем другое, когда прокуроры. Достаточно оказалось одной проверки, чтобы исполнительная власть Восточного Казахстана взялась за создание рабочей группы. Ведь куда бы надзорный орган ни посмотрел, кругом права особенных людей соблюдены в основном на бумаге.
Как признался в ходе расширенной коллегии руководитель 3-го управления прокуратуры Восточного Казахстана Рустам ШИДЕРДИНОВ, многие факты являются шокирующими. В Усть-Каменогорске из всего парка городского общественного транспорта нет ни одного, приспособленного для колясочников. Из 105 междугородних автобусов оборудована только половина. И, самое грустное, неизвестно, когда такие спецустройства появятся. По данным облуправления координации занятости и социальных программ, в регионе более 2 тысяч социальных объектов доступны для инвалидов, однако простая прогулка по центральным улицам областного центра говорит об обратном. У большинства магазинов, аптек, кафе нет пандусов или они сделаны так, что ими невозможно воспользоваться. В Алматы ужаснулись результатам исследования о доступности общественного транспорта
– У нас с вами две руки, две ноги, и то жалуемся, а каково людям с ограниченными возможностями? – возмутился и. о. прокурора области Кусаин ИГЕМБАЕВ.
Тревогу прокуроров вызвал факт в фискальной сфере. Несмотря на то что люди с инвалидностью освобождены Налоговым кодексом от имущественного, земельного, транспортного налогов, с них взыскали в целом 39 миллионов тенге.
В других ведомствах – управлениях образования и здравоохранения – не отреагировали на рост инвалидизации детей, не выяснили причины резкого увеличения диагноза – задержка психического развития (за три года на 33 процента) у несовершеннолетних.
– Педагоги не обучены элементарным навыкам работы с детьми-инвалидами, – отметил Рустам Шидердинов. – При этом за последние три года Восточно-Казахстанский госуниверситет выпустил 94 дефектолога. Из них по разным причинам не трудоустроено 26, в том числе из-за отказов органов образования.
С вопиющей историей проверяющие столкнулись в Абайском районе: местный акимат отрапортовал, что не имеет ни одного больного ребенка, нуждающегося в специализированном обучении. В реальности таких 53.
В целом по области треть особенных детей вынуждена заниматься в обычных классах без коррекции. В Абайском, Уланском, Курчумском районах условий для инклюзивного образования нет ни в одной школе.
Без помощи и работы
Дутое благополучие прокуроры выявили в обеспечении спецсредствами – колясками, протезами, слуховыми аппаратами и т. д. Как заметил представитель надзорного органа, в отчетах обеспеченность указана на уровне 62 процентов, в действительности – 6 процентов.
– Протезов и ортопедических средств в этом году не получил ни один человек, несмотря на то что было подано 959 заявок, – пояснил прокурор. – По правилам заявка должна быть исполнена в течение 30 дней. Но из-за непродуманного подхода к тендерным закупкам подрядчики имеют право предоставить продукцию вплоть до 31 декабря. Получается, человек с ограниченными возможностями, подав заявку, вынужден ждать месяцами, а то и год. Как ему передвигаться в это время?
Не лучше с трудоустройством. Как заметили в прокуратуре, помощь местных исполнительных органов больше формальная.
Если в 2014 году из числа обратившихся инвалидов было трудоустроено 83 процента, то в 2015-м – 77 процентов, а в 2016-м – 64 процента. При этом дальнейшую судьбу людей никто не отслеживает.
– В реальности трудоустроено в четыре раза меньше, – заключил Рустам Шидердинов. – Работа по созданию специальных рабочих мест для инвалидов отделами занятости на местах не ведется.
Вместе с тем свои варианты решения проблемы есть у неправительственных организаций, многие годы работающих с особенными людьми. Например, в восточноказахстанском социальном корпоративном фонде “Зубр” убеждены, что должны действовать специализированные предприятия. Потому что в обычные трудовые коллективы люди с ограниченными возможностями вписываются с трудом. У них масса комплексов, они обидчивы, мнительны, и даже в случае трудоустройства в финале, как правило, все равно следует увольнение. Другими словами, для социализации инвалидов, их развития и востребованности необходима поддержка государства. Пандус для камикадзе. Тест-драйв "Каравана"
По данным статистики, на протяжении последних лет в Восточном Казахстане наблюдается рост числа людей с ограниченными возможностями. На сегодня их почти 59 тысяч.
Сумасшедший рост идет по случаям, связанным с болезнями крови и кроветворных органов (100 процентов), по эндокринным заболеваниям (43 процента), психическим расстройствам (41 процент). К сожалению, ни одно ведомство не анализирует причины этого.
Под вопросом и реабилитация инвалидов: выборочная проверка показала, что медучреждения занимались ею также на бумаге.
– Чтобы изменить ситуацию, мы собираем рабочую группу, – заключил и. о. прокурора Восточного Казахстана. – Она должна подготовить решения по всему комплексу вопросов.
Усть-Каменогорск