Права детей: а защитники кто? - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+22 °C
Алматы
2024 Год
21 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Права детей: а защитники кто?

Права детей: а защитники кто?

Что для вас означает слово "насилие"? Не сомневаюсь, что многое. И ассоциации - самые негативные. А вот, если спросить у детей, будут ли единодушны их мнения?

  • 27 Февраля 2009
  • 943
Фото - Caravan.kz

До недавнего времени у меня не было сомнений, что будут. Но оказывается это не так. Дети порой не понимают, что подвержены этому социальному явлению, а тем более не знают, как на него реагировать.
В этом я убедилась не так давно, когда обнаружился синяк на мягком месте племянницы. Казалось бы, синяк и синяк, но по форме он напоминал ладонь руки (!). В нашей семье как-то не принято такими методами воспитывать детей, поэтому не возникло сомнения, что дитя получило его именно в детском саду. В итоге администрацию детсада ввели в курс того, что его сотрудницы используют, мягко говоря, недопустимые методы воздействия на ребенка. Да и меры соответствующие были приняты. Но самое парадоксальное, что ребенок не рассказал об этом дома, так как не придал сему факту значения. Ну, ударили и все. А ведь это не единственный случай.
Не так давно я побывала на мероприятии, посвященном детскому труду. В процессе игры подростки лет 9-13 рассказывали о своем неудачном опыте работы. Казалось бы, в таком возрасте и уже неудачный опыт. Рядом со мной на скамейке сидела девочка, скучноватым тоном, как будто рассказывая про надоевших учителей в школе, она поделилась, как в свои 12 лет работала официанткой. Нет-нет, ее не били на работе, а просто вышвырнули за дверь с нецензурной бранью, к тому же, не заплатив. После этого юная официантка, не сообщив родителям, пошла искать другую работу. Самое удивительное, что у девочки не возникло даже в мыслях пожаловаться взрослым, чтобы те приняли меры. Я уже не говорю о понимании факта психологического насилия — ведь ее унизили.
Таких историй множество. Однако, точно могу сказать, что больше всего таких и похожих ситуаций, когда права детей нарушались, было услышано психологами Национальной телефонной линии для детей и молодежи № 150. По словам Асель Алпысовой, координатора проекта.
«За три месяца работы службы № 150 поступило огромное количество звонков различного характера. Вывод напрашивается один. К нам чаще звонят взрослые, чем дети. И хотя взрослые обращаются за помощью в решении вопросов касательно детей, самих детей мы не слышим (!) или редко. Дети звонят к нам в критический момент своей жизни. Эти звонки требуют к себе особого внимания. Ведь это изнасилование несовершеннолетних, инцест, вымогательство, избиение, издевательства со стороны родителей, унижение и т.д. Если говорить о звонках от взрослых, то они звонят часто для того, чтобы поинтересоваться, куда и к кому обратиться в разрешении жизненных вопросов. Бывают случаи, когда родители не справляются со своим ребенком, и просят помощи у нас. Но мы стараемся советов не давать, а помочь самим взрослым найти пути решения именно их проблем. Ведь идеальных советов не бывает, как ситуаций и людей», — рассказывает Асель.
По данным мониторинга, проведенного Союзом Кризисных Центров Казахстана, существует несколько наиболее часто встречающихся проблем, с которыми обращаются абоненты: 48% проблемы личности, 14% взаимоотношения с родителями, 12% вопросы любви, 11% взаимоотношения с ровесниками и т.д. Чаще всего по социальной категории звонят: родители в 70% случаев, дети и молодежь — в 25% и 5% — близких людей.
В итоге можно наблюдать, что детские проблемы чаще волнуют взрослых, чем самих детей. С одной стороны, это вполне понятно и обосновано: практически все вопросы так или иначе связаны именно с нами — взрослыми, как источником в некоторых случаях детских проблем, так и единственным инструментом для их решения. Согласно отчету за 2008 год уполномоченного по правам человека в Казахстане, общий обзор жалоб показал, что количество обращений относительно нарушения прав детей — 31, из них 7 были написаны коллективно.
«В частности, в 3 коллективных жалобах, полученных из Южно — Казахстанской области, родители детей жаловались на коррупционные нарушения в школах, выразившиеся в сборе денежных средств директорами школ. Коллективные жалобы поступали и от студентов КазГЮУ на невыполнение руководством своих обязательств, вытекающих из договоров об обучении. Каждая третья жалоба по вопросам образования указывает на упущения в организации учебного и воспитательного процесса в школах, которые отражаются на качестве получаемого детьми образования. При этом отдельные родители — авторы жалоб обращали внимание Уполномоченного на то, что качество образования, согласно закону «Об образовании», относится к числу государственных гарантий в этой сфере.
Отдельные обращения граждан содержали несогласие заявителей с назначением государственных пособий или с размером получаемых социальных пособий на детей.
3 жалобы, полученные в интересах детей от НПО, были обусловлены ненадлежащей организацией и проведением единого национального тестирования, 2 — на действия должностных лиц правоохранительных органов, 3 — на неисполнение судебных решений по алиментам на содержание детей. От самих детей, каких-либо обращений не поступало».

Фото с сайта http://img.nr2.ru