Права человека как наглядное пособие - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-4 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Права человека как наглядное пособие

Права человека как наглядное пособие

Нет ничего приятнее, чем побаловать себя в преддверии праздников ювелирными украшениями. Приобретя пару безделушек в ювелирном салоне, мы не спеша, проходили мимо кинотеатра.

  • 11 Декабря 2006
  • 1307
Фото - Caravan.kz

Наше внимание привлекла большая афиша «Кинофестиваль в Центральной Азии о правах человека и мигрантах». Алина предложила пойти, но для меня словосочетание «права человека» давно не абстракция, я о нем знаю довольно много, что еще можно прибавить? Расставшись у кинотеатра, мы разошлись.
Спустя три часа в квартире раздался звонок, это Алина решила после фестиваля заглянуть ко мне на чашечку кофе. По ее внешнему виду нельзя было сказать, что она получила удовольствие от посещения кинотеатра.
Удобно расположившись на кухне Алина, разводя руками, начала откуда-то издалека разговор. Ее прервал звонок, на пороге стояла Наташа, классический пример современной домохозяйки в лице моей соседки.
Решая с Наташей общественные вопросы нашего подъезда, Алина прервала: «Девочки, что такое для вас права человека?». Тут Наташа, которая в прошлом была неплохим юристом, не придавая большого значения теме, решила ограничиться одной фразой: «это неотъемлемая часть демократии».
Небольшая пауза, которая возникла после этого, дала знать, что Алина хочет что-то выяснить для себя или донести до нас.
Молчание прервала Наташа, добавив к выше сказанному: «Права человека — характеристика правового статуса человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах». Для Алины это опять показалось непонятным, о каком статусе идет речь, причем тут человек и государство и кому все это нужно?
Тут моя соседка снизошла до нас, простых смертных, далеких от юридических терминов, дав вполне понятное объяснение. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.
Права человека подразделяются на группы:
o основные права: право на жизнь, на недискриминацию, на человеческое обращение;
o гражданские права: право участвовать в управлении своей страной, свобода передвижения и выбора места жительства, право на свободу собраний и т.д.;
o экономические права: право на нормальные условия жизни, на справедливую оплату труда;
o социальные права: право на работу, образование, свободное время, медицинскую помощь;
o культурные права: право принимать участие в культурной жизни;
o юридические права: право на презумпцию невиновности, равенство перед законом, честное и беспристрастное судебное разбирательство;
o коллективные права: права, касающиеся определенной социальной группы (например, детей) и т.д.

Тут Наташа перевела дух и с некой обреченностью добавила, что нельзя нарушать следующие права человека:
o право на жизнь;
o право не подвергаться пыткам, жестоким или унижающим достоинство видам обращения или наказания;
o право не подвергаться порабощению;
o уголовное законодательство не должно иметь обратной силы;
o свобод мысли, совести и волеизъявления;
o право не быть лишенным свободы за невыполнение договорных обязательств;
o право не подвергаться дискриминации на основании расового признака, цвета кожи, пола, языка, вероисповедания или социального происхождения.

Меня беспокоило, к чему такие разговоры девушке, которая несколько часов назад потратила половину зарплаты на ювелирные украшения? Понятно, что объяснить повышенный интерес к правам человека могла только Алина, и я не ошиблась.
Обреченно вздохнув, подруга со всеми подробностями начала рассказывать о фильме, как проходил фестиваль, и что говорили организаторы. Как мигрантов обманным путем вывозят в Казахстан из Узбекистана, отбирают документы и отвозят на свалку, которая становится их домом.
Алина сострадает всем несчастным и обездоленным, а такие фестивали как раз и проходят, чтобы привлечь внимание общественности. В качестве похожего примера решила рассказать, как некоторое время назад смотрела документальный таджикский фильм о мужчинах-таджиках, которые уезжают на заработки за границу. Их жены остаются на родине и годами ждут своих мужей, пока те, несмотря на унижения, тяжелый физический труд, пытаются заработать хоть что-то.
И причина такой ситуации это то, что почти треть трудоспособных граждан Таджикистана — безработные. Около трети населения составляют и трудовые мигранты — люди, вынужденные зарабатывать на жизнь за пределами своей страны.
В некоторых кишлаках до 80% мужчин находятся в миграции и в течение длительного времени не приезжают домой. Но права мигрантов — не единственная тема для создания документальных фильмов, ведь права человека нарушаются повсеместно как на работе, так и дома.
Одним из таких примеров является кыргызский фильм «Элечек». Главная героиня Сайраш больше четверти века прожила в счастливом браке. Но наступил день, когда семейная жизнь дала трещину: у мужа появилась вторая, молодая жена. Сайраш не вынесла новых обстоятельств, ссор и оскорблений и ушла. Ее осудили все — соседи и родственники, хотя она ушла в никуда.
Причина? Многоженство в современном Кыргызстане. Хотя оно юридически запрещено, многие мужчины заключают и вторые, и третьи браки, проведя только формальный религиозный обряд. Часто вторыми и третьими женами становятся женщины из бедных слоев населения, чьи семьи получают, таким образом, материальную поддержку. В результате страдают как «старшие жены», имеющие серьезные экономические проблемы и отвергаемые обществом, так и «младшие», чьи юридические и имущественные права не защищены.
Чтобы не оставаться в стороне и поддержать разговор, Наташа рассказала, как недавно ее муж принес посмотреть украинский фильм «Кто споет колыбельную…».
Сюжет фильма — об украинских мужчинах, которые решились воспользоваться правом любого близкого члена семьи на отпуск по уходу за родившимся ребенком. При этом мужчины не чувствуют себя ни героями, ни «иждивенцами». Они просто счастливы, что воспользовались правом на отпуск по уходу за ребенком вопреки патриархальным взглядам.
Возможно, из-за печальной статистики, по которой среднестатистический отец только 4 минуты в день уделяет внимания воспитанию ребенка, а 32% отцов помогают детям делать уроки, и были приняты поправки в закон.
Вот так и получается, что людям, далеким от сухих и не всегда понятных терминов, куда проще разобраться в ситуации, уделив небольшое количество времени, просмотру социальных, документальных фильмов, а не роясь в документах, пособиях и справочной литературе…

Рисунок с сайта http://www.pctvl.lv

Электронный адрес автора: v_nechukhrannyy@mail.ru