Инвалид-колясочник, если быть точнее. Кто-то передвигаться самостоятельно не умеет с детства, кто-то недавно был вынужден пересесть на незамысловатое кресло, приводимое в движение при помощи физической силы. Силы тех, с кем я знакома лично, хватает ровно настолько, чтобы помочь родственникам довезти себя от дома до местного базара и обратно. Знакомиться с местными достопримечательностями не приходится. И потому что достопримечательностей, как таковых, в городе просто нет, и потому, что дороги, мягко говоря, не везде похожи на дороги.
Но одно дело — маленький город и совершенно другое — город большой. Тут и посмотреть есть на что, и, казалось бы, условий для передвижения людям с ограниченными возможностями должно быть больше. На практике же получается, что вполне трудоспособное и активное население, которое по разным причинам относится к категории лиц с ограниченными возможностями, вынужденно проводит свою жизнь в четырех стенах родного дома. Исправить такое положение уже неоднократно пытались многочисленные казахстанские организации, занимающиеся защитой прав людей с инвалидностью. Создавались социальные такси, устраивались акции для повышения толерантности и внимания к проблемам лиц с ограниченными возможностями среди людей и многое другое.
На этот раз по инициативе небольшой группы волонтеров в Алматы был запущен регулярный автобусный маршрут для людей с ограниченными возможностями. Специально оборудованные автобусы вот уже 5 раз объездили город, а его пассажиры открыли для себя Алматы. По их признанию, хоть большинство из них прожили здесь всю жизнь, по разным причинам они никогда не посещали общественные места отдыха и культуры, театры и музеи.
На взгляд организаторов проекта — инициативной группы «Жол ашар!» («Открой дорогу!»), причиной сложившейся ситуации являются негативные стереотипы общества и не информированность людей с инвалидностью об их правах и возможностях.
Кстати, о правах. Еще в декабре 2008 года Казахстан подписал Конвенцию о правах инвалидов, принятую резолюцией Генеральной Ассамблеей ООН от 13 декабря 2006 года, которая должна быть ратифицирована в течение трех лет. Согласно 9-й статьи Конвенции, «чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и сельских районах».
Между тем, по словам Алмы Раисовой, координатора проекта, люди, имеющие инвалидность, в Алматы и других городах республики «в своем превалирующем большинстве не имеют физической возможности реализовывать свое конституционное право на образование и труд». «Причина тому — ограниченность условий для передвижения по городу. Только в городе Алматы на сегодняшний день проживает порядка трех тысяч человек с ограниченными возможностями, имеющих 1-ю степень инвалидности, — отмечает эксперт, добавляя, что в Астане таких человек — 450. — Эти люди годами сидят дома и не могут покинуть периметр четырех стен своей квартиры».
Всего на сегодняшний день в Алматы свыше 44 000 людей с инвалидностью. А в Казахстане по разным данным проживает от 388,7 до 455,6 тыс. инвалидов всех категорий, по подсчетам специалистов, ежегодно к этой цифре добавляется еще порядка 35 000 человек.
«Однако, гуляя по городу, очень редко можно встретить людей с ограниченными возможностями. Нам начинает казаться, что их вовсе нет. Но это впечатление ошибочно, на самом же деле они просто заперты в своих квартирах», — комментирует Алма Раисова.
Кстати, впервые спецавтобус и 1 инва-такси, вместимостью 15 человек, вышли на экскурсионный маршрут 11 июля 2010 года, а первые туристы узнали о такой возможности напрямую — их просто обзвонили и предложили принять участие в экскурсии.
Бюджета проекта хватит еще на три экскурсии, которые пройдут в эти и следующие выходные. Автобусы отправляются с территории университета КИМЕП (по заверениям организаторов, для людей, которым сложно добраться до места всеобщего сбора самостоятельно, возможен персональный заезд домой) в 10.00, 13.00 и 17.00. Разработанный маршрут является кольцевым и соединяет все основные достопримечательности города, сама же длина маршрута предполагает полный круг в течение трех часов.