Напомним, не так давно цена барреля нефти марки Brent опустилась до 61,64 доллара, что является самым низким показателем с начала 2018 года. Эксперты связали это с выходом статистических данных минэнерго США, из которых следует, что запасы топлива в стране увеличились на 4,85 миллиона баррелей вместо ожидавшихся 3,45 миллиона.
Эту информацию также прокомментировал российский экономист Андрей МОВЧАН.
"Падение фондового рынка США в октябре, остававшегося последней цитаделью спокойствия и уверенности инвесторов на фоне снижения фондовых рынков Европы и крушения с начала года цен высокодоходных активов и акций на развивающихся рынках, не стало ни неожиданностью, ни последним рубежом. В конце октября цены на нефть так же стремительно рухнули, даже несмотря на поиск соглашения по сокращению поставок между ключевыми странами ОПЕК и странами, не входящими в картель", — написал он в своем телеграм-канале.
Однако стоит отметить, что обвал цен на нефть практически никаким образом не отразился на курсе тенге. С чем это связано и стоит ли этого ожидать? Приведет ли сложившаяся ситуация к глобальным изменениям валютного рынка? Снизится ли мировой интерес к "черному золоту" и как скоро это может произойти? На эти вопросы корреспонденту медиа-портала Caravan.kz ответил Данияр ДЖУМЕКЕНОВ, аналитик Wall Street Invest Partners.
— Ответ лежит в плоскости рыночного и внерыночного факторов воздействия на движение цен на сырье и курсы валют, — отметил г-н ДЖУМЕКЕНОВ в начале. — Иными словами, рыночный фактор воздействия оказывает системное влияние на изменение цен, а внерыночный фактор воздействия ограничивается спорадическим влиянием. Политика санкций является внерыночным фактором воздействия и уже привела к нарушению сложившегося баланса на нефтяном рынке. Как известно, это привело к обвалу цен на нефть, однако тенге и рубль слабо отреагировали. В настоящее время изменение стоимости тенге и российского рубля осуществляется на рыночной основе в режиме плавающего курса. Множество рыночных факторов учитывается при движении курсов указанных валют. Поэтому закономерно, что в этом случае внерыночный фактор, особенно с учетом того, что санкционная тематика временно ушла с повестки дня, существенно не влияет на позицию российского рубля и казахстанского тенге. Более того, в значительной степени болевые точки санкций уже обозначены и учтены в курсовой динамике. Позиция тенге находится в зависимости от движения российского рубля, ввиду интегрированности хозяйственных связей между странами. Нельзя игнорировать и временной лаг воздействия на валюты в случае масштабного использования внерыночного фактора.
Также, по его словам, в перспективе ожидается активизация внерыночного фактора воздействия с целью повышения нефтяных цен. Окрас этому событию способны придать интересы России в кооперации с Саудовской Аравией. На полях предстоящего саммита G20, который состоится в Аргентине, не исключается обсуждение ситуации на нефтяном рынке между президентом Владимиром Путиным и наследным принцем Саудовской Аравии Мохаммедом бен Салманом.
— Согласно последним отчетам Международного энергетического агентства, Соединенные Штаты Америки уже в 2018 году могут стать крупнейшим производителем нефти. Приведет ли это к масштабным переменам валютного рынка?
— В последние годы США неуклонно наращивают добычу нефти. По некоторым экспертным оценкам, в текущем году США уже станут крупнейшим производителем нефти. В результате на глобальном рынке нефти теперь доминируют интересы Саудовской Аравии, России и США. Интересы Казахстана на рынке нефти в целом тождественны интересам России. На первоначальном этапе это приведет к дополнительному усилению американского доллара. В случае эскалации внерыночных факторов воздействия на рынок нефти вероятно и подписание мирового соглашения между крупнейшими производителями нефти с установлением узкого коридора движения цен на нефть. Амплитуда колебания может находиться в зависимости от сезонного влияния на добычу нефти. Подобный сценарий в развитии нефтяного рынка ожидаем от США, исходя из высказывания президента Дональда Трампа о пользе для мировой экономики низких нефтяных цен. Со временем изменение цен на нефть приведет к отвязке многих валют от динамики нефтяных цен, — подчеркнул аналитик.
— Предполагается, что в следующем десятилетии потребность в нефти со стороны мировых потребителей, возможно, будет снижена, что вы думаете по этому поводу?
— Действительно, согласно оценкам Международного валютного фонда, в ближайшее десятилетие ожидается снижение мирового потребления нефти. Соответственно прогнозируется и снижение цен на нефть. С этой оценкой можно согласиться. В 21-м веке наблюдается рост использования энергосберегающих технологий, развиваются новые источники энергии. Дополнительным фактором является модернизация общественного сознания и переоценка роли человечества на Земле. Возрастание экологического фактора неминуемо приведет к изменению сознания и потребительских предпочтений людей. С другой стороны, эскалация внерыночных факторов воздействия на рынок нефти со стороны России и ее союзников способны продолжительное время сохранять высокие цены на существующем нефтяном рынке. Также не исключается привязка стоимости нефти к иной валюте, — резюмировал ДЖУМЕКЕНОВ.