А она, в свою очередь, имеет все шансы перерасти в конфликт, в который могут быть втянуты как минимум шесть стран Азиатско-тихоокеанского региона и страны всего мира.
В январе 2003 года Северная Корея вышла из Договора о нераспространении ядерного оружия и возобновила прежнюю ядернкю программу. Поводом этому послужило невыполнение Вашингтоном обязательств по строительству в КНДР новой АЭС на легководных ядерных реакторах.
Если рассматривать последовательность событий, то становится заметно направление линии внешнеполитических взаимоотношений между США и Северной Кореей. В начале 2003 года Вашингтоном были прекращены поставки мазута и продовольствия в Северную Корею. Пхеньян в ответ на принятые США меры расконсервировал свой ядерный реактор в Йонбене и стал оттуда вытаскивать урановые стержни, необходимые для производства атомного оружия. Интересен тот факт, что многие эксперты сходятся во мнении, что для соответствующего технологического процесса требуется шесть-семь месяцев и тогда Пхеньян действительно может выйти на создание первой атомной бомбы в конце августа — начале сентября этого года.
Ни для кого не секрет что в настоящее время в Северной Корее наблюдается тяжелейшая экономическая ситуация. Помощь, которая оказывалась США, являлась смягчающим фактором, действующим на поддержание стабильности внутри Северной Кореи. Ситуация, когда США свернули свою помощь, подтолкнула Пхеньян к принятию действенных мер и ядерное оружие — это последний аргумент Пхеньяна, который позволяет торговаться с США и окружающим миром. При этом не исключено, что в этой торговле Северная Корея может пойти на самые крайние меры, от применения обычного оружия в отношениях с Южной Кореей до любых других действий.
Почему Северная Корея готова обсуждать свою ядерную программу на многосторонней встрече, только после прямых переговоров с США? На этот вопрос сегодня пытаются ответить многие политики.
Подобные заявления представителей Пхеньяна способствуют только нагнетанию внешнеполитической ситуации вокруг Северной Кореи. Министерство иностранных дел КНДР огласило официальное заявление, в котором указывается, что Вашингтон до сих пор не ответил на предложение Пхеньяна по разрешению кризиса вокруг ядерной программы КНДР, сделанное месяц назад в Пекине. Северная Корея заявила тогда о готовности свернуть ядерную программу в обмен на гарантии экономической помощи и безопасности со стороны США. Однако Вашингтон не намерен идти на уступки. Соединенные Штаты считают, что кризис должен быть решен дипломатическим путем с участием всех стран региона, но КНДР настаивает на прямых переговорах с Вашингтоном.
Почему северокорейцы пытаются навязать американцам новый режим рамочного соглашения 1994 года на своих условиях, и постоянно повышают ставки в этой опасной игре? Если вопрос касается только возобновления экономической помощи США Северной Корее, то почему это нельзя обсудить за круглым столом при других условиях? Или зачем Вашингтон начинает заниматься обрабатыванием общественного мнения? Эти попытки не достигают своей цели. Пример опубликованных в США данных социологического опроса: согласно ему 61 процент американцев думают, что КНДР не представляет немедленной угрозы для США; лишь 33 процента американцев считают, что США, если потребуется, должны применить военную силу.
Северная Корея вначале призывала США вести двусторонние переговоры по возможному сотрудничеству, упуская из вида другие страны, которые тоже заинтересованы в стабильности региона.
Первый раунд переговоров между КНДР и США по ядерной проблеме состоялся в апреле этого года. Завершился он провалом: Северная Корея не приняла ни одного предложения Вашингтона. Стороны остались при своих интересах. Так, помощник госсекретаря США Джеймс Келли попытался убедить Пхеньян закрыть ядерную программу, а Корейская сторона, в свою очередь, старалась добиться от США гарантий ненападения на Север Корейского полуострова. Северокорейские руководители заявили также, что ни при каких условиях не пойдут на многосторонние переговоры по этому вопросу.
И только по прошествии нескольких месяцев КНДР поменяла свою позицию. Теперь, если ничего не случится, в сентябре за стол переговоров сядут представители США, КНДР, Китая, Японии, Южной Кореи и России.
Позиция Северной Кореи
Позиция Северной Кореи ясна: это, во-первых, договоренность о ненападении США. Во-вторых, оказание экономической помощи Пхеньяну со стороны Вашингтона под программы МАГАТЭ (которые по некоторым оценкам могут составить 5-7 миллиардов долларов, что для Северной Кореи будет как нельзя кстати), и, в-третьих, обсуждение возвращения в режим нераспространения ядерного оружия на полуострове, конечно после выполнения первой и второй договоренностей.
Между тем известно, что Пхеньян еще в конце 2002 года объявил о намерении возобновить ядерную программу и вышел из Договора о нераспространении ядерного оружия.
Позиция США
Американцы не хотят идти на двухсторонний диалог с северокорейцами на их условиях, ссылаясь на интересы Китая, Японии, Южной Кореи, и предлагают им подключится к этому процессу. Несмотря на якобы вполне определенную проблему, создается впечатление, что все страны кроме США и Северной Кореи становятся свидетелями только видимой части конфликта. А что же стало причиной появления противоречий между этими странами — пока неизвестно.
Что касается ядерного оружия, то, как считают в Вашингтоне, КНДР в течение нескольких месяцев может создать до 6 плутониевых бомб из отработанного атомного топлива. При этом опасность сразу приобретает не только региональный, но и глобальный (с точки зрения представителей Белого дома) характер.
Интересен тот факт, что США пытается втянуть в процесс переговоров ООН. В случае, если этот вопрос будет передан на рассмотрение Совета Безопасности ООН, Северная Корея войдет в новую фазу напряженности и будет готова к ответным шагам. Рост напряженности в регионе способствует и усложнению в межгосударственных отношениях. Так, на пример, Япония, уже заявила о готовности к упреждающему удару при условии угрозы со стороны Северной Кореи.
Возможности Северной Кореи
Северокорейский режим сейчас имеет несколько нереализованных в полной мере возможностей, которые могут отразиться не только на США, но и на странах региона.
Это, во-первых, наркотики. Многие знают, что Северная Корея может осуществлять транзит наркотиков в Северо-восточную Азию, Центральную Азию, в Японию и в другие страны.
Во-вторых, возобновление испытаний ракет средней дальности, типа «Тепходон-2», которые были еще в 1998 году были произведены и получили большой политический и общественный резонанс как во всем регионе, так и в отдельно взятой Японии.
Самым главным аргументом может служить окончание испытаний над созданием ядерного оружия. Вполне вероятно, что уже осенью 2003 года Северная Корея может объявить либо об обладании ядерным оружием, либо об успешном проведении ядерного испытания. Это событие может быть приобщено к 9 сентября — годовщине создания КНДР.
Также Пхеньян может объявить о всеобщей мобилизации с целью отпора агрессорам в виде американских войск и защите от упреждающих ударов со стороны Японии. И это, разумеется, может послужить толчком к росту напряженности как в регионе, так и на международной арене.
Возможности США
Сценарий развития событий при отрицательном исходе переговоров становится вполне прогнозируемым.
Во-первых, США начнет информационную войну с целью показа всему мировому сообществу очередной оси зла — Северной Кореи.
Во-вторых, начнется переброска вооруженных сил США на военно-морские базы, расположенные в странах региона. Не останутся без внимания и республики Центральной Азии, так как Вашингтон не упустит возможность воспользоваться случаем для наращивания своего ограниченного контингента на территории Центрально-азиатского региона и упрочения своего влияния в Азии.
В-третьих, будет произведен массовый десант дипломированных специалистов, которые не раз с дружественными и деловыми визитами будут объезжать страны региона с целью лоббирования интересов Вашингтона, подкрепляемых финансовыми потоками со стороны США в поддержку своих союзников.
В-четвертых, наложение экономического эмбарго на Северную Корею (которая уже и так находится тяжелом социально-экономическом положении).
В-пятых, вполне вероятно начало военной операции по уничтожению террористических организаций, способных воспользоваться ядерным оружием или по установлению демократического строя в антидемократическом государстве.
Страны региона и их позиции
Что касается позиций соседних с Северной Кореей стран, конечно, они озабочены. Не случайно китайцы включились в этот посреднический процесс. Но в Пекине северокорейцы, да и китайцы заявили, что участие России и Японии в этих трехсторонних переговорах нежелательно.
Почему? Потому что, как объяснили северокорейцы и китайцы, речь идет о двусторонних американо-северокорейских переговорах и их проблемах, их собственных вопросах, связанных с безопасностью.
Китай
Официальная позиция Китая понятна — это посредничество через проведение переговоров на китайской территории. Но неофициально Китай, конечно, работает с северокорейцами. Вполне вероятно, что Китай работает с высшим руководством, пытаясь как-то повлиять на Северную Корею и пойти на компромисс. Пока это безрезультатно.
Россия
Россия также не намерена быть в роли пассивного наблюдателя. Уже сейчас на Дальнем Востоке власти проверяют возможности гражданской обороны в связи с ухудшающейся ситуацией на Корейском полуострове. Об этом заявил заместитель министра иностранных дел РФ Александр Лосюков, который курирует отношения со странами Азии. Российские дипломаты не исключают появление реальной опасности, которая исходит от Северной Кореи, от ее ядерной программы.
Российский пакет предложений предполагает и коллективное решение проблемы, и возвращение Северной Кореи в режим нераспространения ядерного оружия. Известно, что Россия занимает особую позицию на Корейском полуострове. Москва и Пхеньян, как известно, имеют доверительный уровень политических отношений в результате двухлетней работы на высшем уровне и взаимных визитов глав государств. В Южной Корее и в Японии с надеждой смотрят на возможности России по посредничеству и урегулированию этого вопроса.
Япония
Япония также высказывает свою озабоченность. Как известно, она заявляла даже о возможности нанесения превентивного удара по Северной Корее в случае угрозы ее безопасности. За всем этим кроется желание Японии обезопасить свои рубежи через принятие участия в переговорах по Северной Корее.
Естественно, что в итоге рано или поздно эти переговоры должны выйти на многосторонний формат, возможно, даже шестерки: две Кореи, Китай, Россия, Япония, США. И в итоге стороны все-таки найдут необходимый компромисс для урегулирования северокорейской проблемы.
Возможные пути выхода
В последние полгода Соединенные Штаты хотели, чтобы в многосторонних переговорах с Кореей участвовали, кроме Северной Кореи и Соединенных Штатов, также Япония, Южная Корея и Китай.
Россия обычно в этом списке не присутствовала. В настоящее время Вашингтон склоняется к мысли, что было бы правильным на определенном этапе подключить к многосторонним переговорам и Россию. Вполне вероятно, что Соединенные Штаты хотели бы начать сколачивать неформальную антисеверокорейскую коалицию.
На основании вышеизложенного напрашивается вывод, что США не желают вести переговоры с Северной Кореей в одиночку, а наоборот, хотят привлечь на свою сторону как можно больше стран.
Уже становится очевидным, что переговоры по проблеме Северной Кореи должны выйти на многосторонний формат с участием двух Корей, Китая, России, Японии и США. При этом уже сейчас Северная Корея согласилась на проведение шестисторонних переговоров по урегулированию ситуации на Корейском полуострове при участии России.
Если переговоры по Северной Корее зайдут в тупик, то можно ожидать букет следующих последствий: неизбежного обострения ситуации на Северокорейском полуострове и в регионе, проведения Пхеньяном ядерных испытаний и, возможно, — испытание ракеты средней дальности.
При подобном развитии ситуации вполне вероятно проведение второго раунда переговоров между Северной Кореей и США при посредничестве России и Китая.
При безрезультативности второго раунда переговоров вполне вероятно ожидать от США вышеперечисленных мер. И эта компания против Пхеньяна будет сложнее, чем проводимые ранее военные операции в Афганистане и Ираке, которые, впрочем, так и не увенчались успехом.