Суд в Бельгии постановил, что приговоренный к пожизненному заключению 50-летний Франк Ван Ден Блеекен имеет право добровольно расстаться с жизнью с помощью врачей, сообщает Би-Би-Си.
Этот человек, осужденный за изнасилование и убийство в 80-е годы, в течение трех лет подавал иск в различные судебные инстанции, отстаивая свое право распоряжаться собственной жизнью.
Он наставал, что не в состоянии сдерживать свои позывы к сексуальному насилию и потому никогда не выйдет на свободу.
Это судебное постановление — первое в истории Бельгии, которое затрагивает права заключенного. Закон об эвтаназии был принят в Бельгии 12 лет назад.
Ван Ден Блеекен будет вскорости переведен в больницу, где совершится медицинская процедура эвтаназии, сообщили его адвокаты.
Ван Ден Блеекен впервые потребовал эвтаназии в 2011 году, ссылаясь на непереносимые душевные страдания, однако Федеральная комиссия по эвтаназиям Бельгии пожелала рассмотреть все возможные варианты его лечения, прежде чем дать согласие на эту меру.
Анализ: Пирс Скофилд, Би-би-си, Брюссель
Число случаев эвтаназии в Бельгии постепенно росло с момента принятия закона в 2002 году. В большинстве своем это простые случаи, затрагивающие старых и смертельно больных людей.
Однако в последние годы закон начали применять и в других случаях, вызывающих в обществе споры.
В январе 2013 года бельгийская пресса сообщила о смерти Марка и Эдди Вербессемов, 45-летних близнецов, который с рождения страдали глухотой и обратились с просьбой об эвтаназии, узнав, что врожденный генетический дефект приведет их и к слепоте.
В куда менее известном случае Натан Верхелст также был подвергнут по своей просьбе эвтаназии. Он был транссексуалом и прошел несколько неудачных операций по смену пола.
Бельгийский сенатор Элс ван Хооф назвала эти случае глубоко тревожным явлением. В начале этого года она голосовала против законопроекта, который снимал все возрастные ограничения на эвтаназию, хотя ей и другим депутатам удалось провести поправки, допускающие применение эвтаназии к детям лишь в случаях смертельной и неизлечимой болезни.
Сторонники эвтаназии считают ее высшим проявлением гуманизма. Противники возражают на это, что такие законы опасны тем, что допускают расширительное толкование. Примером может стать случай Ван Ден Блеекена, заключенного, страдающего не от смертельной болезни, а от хронической душевной боли.
Европейский суд по правам человека неоднократно подвергал Бельгию критике за недостаточное внимание к лечению психически больных заключенных.