Дана Попова, старший лейтенант ЦППС это усвоила давно, родные Даны тоже поняли, что после смены ее лучше не тревожить.
– На пульт 01 поступает более пяти звонков в минуту. Нужно выслушать, понять, что случилось, успокоить, вызов принять… И ладно бы все были по делу!
По делу действительно было мало (но, может, и к лучшему?). За несколько часов, проведенных в диспетчерской, мы услышали только несколько внятных вызовов. Десять линий, которые обслуживают весь город, то и дело занимали хулиганы и… бабушки.
– Вот бабулькам не можем отказать, – делится Наталья Петрищева, подполковник внутренней службы, – жалко их. А какие там могут быть вопросы? “Деточка, а который час?” Интересуются, как дела, поговорить просят. Рада бы, да не могу: линия оперативная, занимать нельзя – вдруг в это время где-то пожар?
Одинокие бабули – не самая большая проблема. Дети доставляют больше хлопот. “Обострение” происходит после каникул. Тогда на пульт 01 несколько раз на дню поступают сообщения о том, что “горит” та или иная школа. Пропускать такие вызовы, даже слыша, что на том конце провода детский смешливый голосок, служба не имеет права.
Заметим, что один час работы пожарной машины стоит в среднем пять тысяч тенге. Если учесть, что в школы и на другие объекты социальной важности выезжает от 10 единиц техники, то несложно посчитать расходы, которые несет государство по вине хулиганов.
Наш разговор прерывает звонок. Кажется, уже в пятнадцатый раз кто-то звонит, ругается в трубку и бросает.
– Ну ответьте уже что-нибудь весомое, – не выдерживаю глупого нахальства звонящего, однако девушка вновь берет трубку и вежливо отвечает – “весомое” не положено.
Службе 051 в этом отношении проще: у них новые цифровые АТС, которые определяют даже номера мобильных телефонов. 01 – такая роскошь пока недоступна, вот и терроризируют ее телефонные хулиганы. Но при желании специальный отдел информационной безопасности при МВД такого шутника быстро вычислит.
– Есть у нас просьба к населению, – говорит Дана. – В случае пожара нужно четко отвечать на вопросы диспетчера, чтобы вам вовремя оказали помощь, плакать можно будет потом. Ведь в нашем деле самое главное – время!
Зарина АХМАТОВА, Иван БЕСЕДИН (фото)