Дом сгорел, как коробок спичек
– Пожар начался около четырех часов утра, я выбежал на улицу, – говорит жилец дома № 296 Абдухали Ивуллаевич. – Люди кричали, был жуткий дым. Дом каркасно-камышитовый сгорел быстро, как спичечный коробок.
Со слов соседей, в доме на трех хозяев проживали примерно 30 человек. По данным Алмалинского акимата – 9 семей. Были здесь приезжие из Узбекистана и различных регионов Казахстана – в Алматы они на заработках. Люди спали, и не всем удалось выбраться через горящие двери и окна. По данным МЧС, огонь охватил более двухсот квадратных метров. Потребовалось несколько часов, чтобы сбить пламя. Оно полностью уничтожило дом, хозпостройки. При разборе завала обнаружены семь обгоревших тел. Еще одно нашли позже. Среди погибших – семья из четырех человек из Узбекистана.
Во вторник, 18 октября, мы позвонили в 4-ю городскую больницу, где лежат трое пострадавших. По словам заведующего ожоговым отделением Алишера БЕКМУРАТОВА, состояние 58-летней женщины и ее 21-летнего сына – тяжелое, они находятся в реанимации. Третий пострадавший, с ожогами тела до 20 процентов, отравлением угарным газом, проходит лечение в ожоговом отделении.
Нет прописки – нет помощи?
Не исключается, что огонь вспыхнул из-за неисправной электропроводки или обогревателя кустарного производства. А причиной стремительного распространения огня стал взрыв газовых баллонов, которые были в каждой из квартир. На улице без денег, документов и вещей остались более 20 человек. Люди обратились за помощью в акимат Алмалинского района и получили такой ответ: раз они приезжие, жили в Алматы на птичьих правах, рассчитывать на помощь вряд ли смогут. За разъяснением мы обратились в акимат Алмалинского района.
– Квартиранты не имели прописки в Алматы, а приезжие из других республик – регистрации, – говорит заместитель акима Манапхан КАНСЕИТОВ. – Материальная помощь выдается по месту прописки. Все погорельцы имеют постоянное место жительства в других городах. В первую очередь этим людям должны помочь организации, где они работают. По закону я не имею возможности их куда-то обустроить. Мы попросили оставить заявления на имя акима по вопросу оказания помощи. Получат ли они материальную помощь, решает госправовой отдел.
Но понятно, что трудились бедняги не в госучреждениях или в фирмах. И в акимате, скорее всего, это тоже известно. И вряд ли найдется добрый дядя работодатель, который поможет погорельцам купить теплые вещи и восстановить документы. Сомневаемся, что и в своих городах они смогут рассчитывать на помощь…
Попробуй построй дом на 100 тысяч тенге!
Из года в год в Алматы горят дома, десятки людей остаются один на один со своей бедой. На прошлой неделе “Караван” писал о пенсионерах с улицы Ачиньской, у которых дом сгорел в сентябре. Районный акимат выделил помощь – 100 тысяч тенге. Но на эти деньги не то что восстановить жилье – утепленную палатку не купишь!
Очень хочется спросить у горакимата, депутатов маслихата: почему так никто и не поднял вопрос о создании в городе фонда помощи погорельцам? Другой проблемный вопрос – расселение тех, кто остался без крыши над головой. Еще несколько лет назад чиновники, решавшие проблему размещения погорельцев, говорили: резервного жилья в Алматы нет, как нет и свободных общежитий. Людям снимали гостиницу, но ненадолго. Когда заканчивалась оплата, их просто вышвыривали на улицу.