Идею пилотного проекта подсказало экологическое законодательство. Несмотря на то что в соответствии с Экологическим кодексом естественное восстановление леса предусмотрено на 85 процентах территории, то есть предприятие просто не должно мешать росту новых саженцев на деляне, на остальных 15 процентах площадей обязательны искусственные посадки. Причем лесозаготовитель обязан выполнить их в двукратном размере.
Например, провел рубку на одном гектаре леса – посади два, заготовил на двух – проведи посадки на четырех.
Как пояснил глава лесной, деревообрабатывающей и мебельной промышленности Восточного Казахстана Виталий ЧЕРНЕЦКИЙ, по расчетным картам и агротехническим приемам на каждом гектаре необходимо посадить от 2,5 тысячи до 4 тысяч саженцев. Причем вне зависимости, заготовлены ли дорогостоящие хвойные породы или менее ценные лиственные.
– Сразу возникает вопрос затрат, – отметил руководитель ассоциации. – Надо купить эти тысячи единиц посадочного материала, привезти, подготовить под них почву, посадить. Если полностью выполнить требования по двукратному восстановлению, к продажной цене каждого кубометра надо добавить 3–4 тысячи тенге. С позиции экологии, лесоводства это хорошо, но экономика страдает. Восточноказахстанская продукция теряет конкурентоспособность.
Для решения проблемы ассоциация привлекла науку. За основу взяли исследования в Германии и России, где выявили невероятную жизнеспособность такой породы, как осина.
Отдельно стоящее растение, имеющее пенек диаметром 50 сантиметров, дает от 30 до 1 100 отростков. Достаточно срубить одно дерево или простимулировать рост от корней – и можно получить тысячи саженцев.
– За счет отпрысков можно покрыть площадь 0,8 гектара, – пояснил общественник. – Иначе говоря, две отдельно стоящие осины могут дать устойчивый лес на площади в один гектар. Трудозатраты сокращаются в десятки раз: на приобретение, доставку, посадку. Лес рубят – деньги летят
Всего, по данным Алтайской лесной опытной станции, в Восточном Казахстане более 400 тысяч гектаров земель гослесфонда, на которых лес не растет. Это всевозможные прогалины, проплешины, места, заросшие кустарником. Для пилотного проекта было выбрано несколько участков в Черемшанском лесхозе. Все саженцы любезно предоставил республиканский комитет лесного хозяйства и животного мира. Это особый – триплоидный – вид осины, размноженный микроклональным способом в Щучинской биолаборатории селекционно-семеноводческого центра.
От обычного дерева триплоидное отличается бурным ростом, устойчивостью к сердцевинной гнили и способностью соседствовать с другими видами.
– Это не генно-модифицированный, продукт, это мутационная особенность, которая несет выгоду человеку, – рассказал глава ассоциации. – Из Щучинска однолетние саженцы с закрытой корневой системой привез предприниматель Кенес Омаров. Вместе с работниками его предприятия и лесниками Черемшанского лесхоза мы провели посадки на 14 гектарах. Просто лопатой копали и вручную сажали от 100 до 200 деревьев на гектар.
Лесной “субботник”, по словам специалиста, прошел в ноябре 2017 года. Сегодня, спустя год, 30–40-сантиметровые прутики вымахали под 2–2,5 метра.
Деревцам дадут расти еще примерно 5 лет, а затем срубят. Зачем? Чтобы простимулировать корнеобразование. На финише через 20 лет на бывшей редине в идеале поднимется полноценный устойчивый лес.
– Это красивый пример государственно-частного партнерства, – отметил Виталий Евгеньевич. – Республиканский комитет лесного хозяйства и животного мира взял на себя заботу о посадочном материале, ученые Алтайской лесной опытной станции подготовили научное обоснование, а бизнес профинансировал доставку и посадку саженцев.
В случае успеха можно осваивать огромные площади гослесфонда. Причем вновь созданные леса органично впишутся в имеющуюся структуру охраны. Не нужно дополнительных бюджетных трат и бюрократических процедур, чтобы занять свободные земли.
Природа рулит
В ассоциации в зеленом проекте видят воплощение девиза Ивана Мичурина “Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача”. Долгое время знаменитую фразу понимали упрощенно – как призыв к добыче ресурсов. Хотя, по убеждению Виталия Чернецкого, замечательный селекционер имел в виду вовсе не потребительский подход.
– Надо наблюдать за природой, перенимать природные технологии, – поделился мнением специалист. – Если бы мы вели лесовосстановление традиционным путем, то загнали бы бульдозер, сковырнули верхний слой, воткнули бы по 4 тысячи саженцев на гектар. А потом в случае гибели посадок взяли бы справку, что стояла месячная жара. Сейчас мы применили агротехнический прием. Понаблюдаем, выявим недочеты, подправим. И если опыт окажется удачным, можно провести масштабные посадки на малопродуктивных и деградированных землях, например, на промышленных отвалах. Конечная задача – создать больше леса, улучшить экосистему.
Выбор в пользу осины не случаен. Эта порода малотребовательна к почвам, может расти в предгорьях, низинах, в сухом климате и сыром. Легко борется с конкурентами.
Обладает уникальной способностью за счет корневых отпрысков наступать на степь и закустаренные участки. Микролесные площади можно создавать даже в засушливых степных Тарбагатайском, Курчумском или Абайском районах, где в конечном счете появится больше воды. По экономике “осиновые” лесопосадки сверхпривлекательны. Они требуют в десятки раз меньше посадочного материала, меньше рабочих рук и времени. А кроме того, в алтайской части региона под пологом осинового леса со временем поднимается ценный пихтач.
Минус у проекта, пожалуй, только один – время. В лесоводстве в отличие от сельского хозяйства результат за год не получишь. Требуется минимум 10 лет плюс море терпения и наблюдательности.
– Не все сразу воспринимают идею, – признался глава ассоциации. – Некоторые лесопользователи настроены скептически. Надеюсь, когда они воочию увидят живой результат, это станет аргументом, чтобы тиражировать опыт.
Плюс плантации
Для Восточного Казахстана лесной пилот открывает еще перспективу промышленных плантационных насаждений. Как показала практика зарубежных стран, 5 процентов территорий, занятых плантациями, сохраняют 100 процентов естественного леса. Другими словами, создав плантации на 5 процентах от лесопокрытой площади региона, можно полностью прекратить рубку восточноказахстанского леса. Потребность в древесине покроют искусственные насаждения. На сегодня лидер по лесным плантациям – Латинская Америка. Здесь много солнечного тепла, влажности, земельных ресурсов, и государство ведет субсидирование отрасли. В Италии под плантации тополей отведены лучшие пашни. Бизнес получает на каждом гектаре 60–70 кубометров ежегодного прироста и рентабельность более высокую, чем в других секторах сельского хозяйства. В Германии две трети новых лесов – промышленные плантации из тополей и ивы. Деревья убирают примерно через 10 лет после высаживания для получения лесоматериала или топливной биомассы.
– Очень перспективное направление, – дал оценку Виталий Чернецкий. – Та же осина через 8 лет дает ствол диаметром примерно 16 сантиметров. Для получения одного кубометра древесины достаточно 10 таких деревьев. Если подождать 10 лет, диаметр ствола будет уже 20 сантиметров, а это 4 дерева для получения одного кубометра.
Посади тысячу деревьев – получишь на одном гектаре 250 кубов деревьев 10-летнего возраста.
Сравните: долгосрочники в естественном лесу сейчас на одном гектаре рубят 110 кубов 50-летних деревьев. Десять лет и 50 лет – есть разница? Сейчас, к сожалению, нет правил, как эксплуатировать плантации, но законодательство позволяет взять в аренду участок земель гослесфонда. Пока насаждения вырастут, глядишь, и правила успеют принять. Из-за массовой вырубки деревьев общественники обратились в антикоррупционное ведомство
К сожалению, пока плантационный бизнес существует только на бумаге.
У лесопользователей много вопросов по налогам, по земле, посадочному материалу, фитосанитарной поддержке, использованию удобрений… Ни один предприниматель не решается пойти на риск, пока не убедится в выгодности дела.
– Мы надеемся дать реальный пример успешного агролесоводства, – заключил глава ассоциации. – Агротехнику, которую применяют сейчас для создания зеленого пояса вокруг Астаны, можно использовать в выращивании плантаций. Государство хочет видеть свою страну зеленой. Поддержка, которую нашему проекту оказал комитет лесного хозяйства и животного мира, лишний раз доказывает это.
УСТЬ-КАМЕНОГОРСК