Ведь все было так, как всегда, – собственники возмущались и жаловались на затопленные квартиры и дырявую крышу в КСК, руководство кооператива сохраняло невозмутимость и бездействовало. Все было мило и привычно для управдома, если бы не эти беспокойные активисты.
Нужно сказать, что события, о которых пойдет сегодня речь, происходили и происходят не просто в центре, а в самом-пресамом центре Алматы, в широко известном алматинцам доме “Столичный”, названном так народом еще в советское время за одноименный гигантский гастроном на первом этаже. Времена сменились, название осталось, только вместо прежнего коммунистического гастрономического рая расположилась здесь капиталистическая фабрика чревоугодия. Обслуживает этот дом, а точнее, он входит в состав ПКСК “Железнодорожник”.
Так вот, после того как 17 октября 2016 года пошли в нашем городе дожди с переходом в снег и жильцы верхних этажей потеряли в прямом смысле этого слова сон, стали требовать они от председателя Жанузаковой Жанар отремонтировать крышу.
Та не отказывалась, но и ничего не делала, хотя – нет, как рассказали представители инициативной группы, как-то раз весной привела она представителя Алмалинского акимата, и тот предложил им отремонтировать крышу по государственной программе за… 12 миллионов тенге. Цена для дома в 57 квартир запредельная, но чиновник объяснил, что помимо ремонта кровли в нее входят возведение детской площадки и асфальтирование внутридомовых тротуаров. Двора возле нашего дома нет, асфальт и так лежит, а вешать на себя ярмо долга на пятнадцать лет, понятно, никто из собственников не захотел. На том с представителем государства и расстались.
Сейчас уже не сосчитать, сколько раз и какое количество владельцев жилья обращались и устно, и письменно к Жанузаковой с требованием отремонтировать кровлю. Известно, что 13 мая 2017 года, то есть спустя семь месяцев (!), собственники сами собрали собрание, на которое пригласили председателя ПКСК. В заявлении (вх. № 10 от 10.05.2017 г.) была указана и повестка:
“1. Заслушать ваш отчет (только по нашему дому) о расходах оплачиваемых нами средств за услуги за 2016–2017 г.
2. Отчет расхода средств КСК накопительного фонда за 10 лет.
3. Обсудить работу аварийной службы КСК и незаконно завышенные поборы за услуги, и существуют ли тарифы.
4. Просим предоставить устав КСК с четко прописанными правами и обязанностями сторон, и существует ли у нас кондоминиум.
5. Обсудить главный вопрос об аварийном состоянии крыши нашего дома и дальнейшие ваши и наши действия по ее ремонту и замене.
6. Совместно с КСК мы намерены создать компетентную комиссию по обследованию 17 квартир верхних этажей и решить вопрос о их ремонте.
7. Другие вопросы.
8. Сбор состоится 13 мая 2017 года в 12 часов дня во дворе дома”.
Как видим, вопрос расходования денег и отсутствия за них отчета стоял у наших героев, можно сказать, на первом месте. Оно и понятно, нет денег – нет ремонта, тут уже не до сантиментов.
13 мая в 12 часов дня на общее собрание собственников квартир Жанузакова не явилась, отчеты о расходовании средств на содержание общедомового имущества и накопительного фонда не представила, устав тоже никто собственникам не передал.
Но собрание состоялось, и кворум был 57 процентов, решение в двух словах было простым: не полагаться больше на председателя ПКСК Жанузакову, а брать власть в свои руки. “Самостоятельно выбрать вариант ремонта или замены крыши, но с участием средств накопительного фонда от КСК, средств арендаторов нашего дома, гастронома “Столичный” и ресторана “Швабский домик” и частичного вклада жителей дома. Сделать самостоятельный расчет затрат на ремонт и выбрать подрядчика” (протокол № 4 от 13.05.2017 г.). Не оставили без внимания и управдома, ей вменялось до 23 мая 2017 года “отчитаться перед жителями дома о расходе оплачиваемых нами средств за период 2016 года и I квартал 2017-го. …Предоставить отдельный отчет о расходе накопительного фонда за весь период существования КСК “Железнодорожник”, возглавляемого Жанузаковой, и обязать ее вложить эти деньги в ремонт крыши”. Ну и еще несколько пунктов по мелочи, типа “обязать пересмотреть зарплату дворника”. Уведомление председателю также направили в письменном виде (вх. № 11 от 22.05.2017 г.).
Прошло 23 мая, июнь, июль, и вот сегодня – 25 августа, а отчетов о расходовании средств нет как нет. Зато инициативная группа не сидела сложа руки, женщины сумели договориться со “Столичным”, и директор магазина предложил поменять кровлю силами его рабочей бригады, смета сразу уменьшилась в два раза – до 6 миллионов, часть суммы в 2 миллиона 400 тысяч тенге тот брал на себя, а часть – 3 миллиона 600 тысяч должны погасить остальные собственники.
По расчетам инициативной группы, за 7 лет и 4 месяца в накопительном фонде, в который они перечисляли в ПКСК “Железнодорожник”, должно было собраться 2,5 миллиона тенге.
Арифметика простая: председатель Жанузакова перечисляет эти деньги подрядчику, а оставшиеся 1 миллион 100 тысяч жильцы платят сами. Но слабое звено и здесь проявило себя. Как поставить на место хитрого председателя КСК
Вопросы и ответы
Теперь моя любимая часть истории. Естественно, что наши героини направили в письменном виде заявление председателю ПКСК с требованием перечислить деньги из накопительного фонда подрядчику и произвести для этого все необходимые действия, включая заключение договора. На этом этапе и заинтересовался “КАРАВАН” этой историей, мы договорились о встрече и с руководством “Железнодорожника” – Жанузаковой Жанар. Приведем стенограмму нашей беседы – обратите внимание, как все изменилось после звонка редакции.
Корреспондент (Корр.): Жильцы дома по Абылай хана, 121, жалуются на то, что ничего не было сделано по ремонту кровли. Прошло десять месяцев…
Жанузакова Жанар – председатель ПКСК “Железнодорожник” (Ж.): У нас по плану идет 5 сентября. Мы будем делать частичный ремонт кровли, где подтекает.
Корр.: А вы поставили об этом в известность собственников?
Ж.: Завтра у нас будет собрание. Они на собрании узнают.
Корр.: По закону вы должны были вывесить объявление о собрании за 10 дней. Мы встречались с инициативной группой на днях, и они об этом ничего не знают. Как вы можете это объяснить?
Ж.: Для того чтобы частично сделать ремонт кровли, не обязательно собирать собрание, потому что это по заявкам и заявлению жильцов. У нас в плане есть, и мы обязаны сделать его.
Корр.: Частичный ремонт кровли из каких денег вы собираетесь производить? У вас имеется накопительный фонд, вы можете назвать сумму, которая сейчас там находится?
Ж.: У них оплата идет с 2011 года, на сберегательном счету сейчас 345 тысяч тенге.
Корр.: За это время вы расходовали деньги и на что?
Ж.: На ремонт подъездов, на инженерные сети.
Корр.: А вы знаете, что по закону на ремонт подъезда вы не имели права использовать эти деньги.
Ж.: Если жильцы просят ремонт подъезда, мы им объясняли, когда было собрание. В мае месяце, когда было собрание, они сказали, что заплатили 2,5 миллиона тенге в накопительный фонд. Я им сказала, 2,5 миллиона тенге – такого не может быть. (На собрание 13 мая 2017 года Жанузакова не явилась, а других в мае не было. – Прим. авт.). За это время они оплатили 1 миллион 545 тысяч 131 тенге. Из них 1 миллион 180 тысяч 250 тенге израсходовано. Есть акты…”.
Корр.: Покажите, пожалуйста, мне решение собрания, где было дано собственниками согласие, чтобы деньги из накопительного фонда были потрачены на ремонт подъездов и инженерные сети.
Ж.: Решения нет.
Корр.: Вы не помните суммы: сколько было потрачено на ремонт подъездов, а сколько на инженерные сети. Какие подъезды были отремонтированы.
Ж.: Полностью все подъезды были отремонтированы в 2011, 2012, 2013-м. (В соответствии с заявлением собственников в ПКСК “Железнодорожник”, вх. № 6 от 21.02.2017 г., подъезды под номерами 3, 4, и 7 находятся в ужасающем состоянии, и ремонт там не производился 7–10 лет. – Прим. авт.).
Корр.: А инженерные сети?
Ж.: В 2015 году был сильный порыв, и мы отремонтировали.
Корр.: То есть это не замена, а частичный ремонт. Не помните сумму, которую вы потратили?
Ж.: Нет, не помню.
Корр.: Собственники жаловались на то, что вы не предоставляете им отчеты. Как вы это можете объяснить?
Ж.: Отчеты есть на сайте акимата. Они могут посмотреть. Потом отчеты все есть, когда они приходят, они могут посмотреть.
Корр.: По закону не собственник должен к вам прийти, это вы и правление обязаны в письменном виде разнести эти отчеты по квартирам собственников после каждого квартала. Почему эта работа вами не делается? Почему ваши отчеты собственники не могут получить? Вы не пришли отчитаться к ним на собрание 13 мая…
Ж.: У нас ежегодно идет собрание, мы отчитываемся…
Корр.: Покажите мне протоколы собраний, где вы отчитались, есть решения. Вы можете мне показать эти протоколы.
Ж.: Они у бухгалтера, она болеет.
Корр.: Вы также сказали, что они могут посмотреть отчеты на сайте акимата. Я готовилась к интервью и посмотрела сайт Алмалинского района. Вы предоставили отчет неустановленного образца за I квартал 2016 года, из которого невозможно понять, какие доходы были, кто сколько заплатил и куда они были потрачены, дома по Абылай хана, 121, там вовсе нет. Как вы можете объяснить, что вы столько лет возглавляли КСК и вам неизвестна форма отчета, утвержденная правительством.
Ж.: Эту форму нам дает акимат.
Корр.: Назовите, пожалуйста, имя чиновника, который вам дал такую форму.
Ж.: Почему именно чиновника, все КСК так сдают.
Корр.: Мы говорим о I квартале 2016 года, все КСК так не сдают. Назовите, пожалуйста, фамилию чиновника, который вам дал такой образец.
Ж.: Почему я должна называть какую-то фамилию чиновника.
Корр.: За II квартал вы действительно заполнили отчет установленного образца, но только по одному дому: ул. Байтурсынова, 78/1. А за III квартал 2016 года отчетов вовсе нет. Как вы можете это объяснить?
Ж.: Нет, мы все отчеты сдали.
Корр.: То есть это акимат их не разместил.
Ж.: Я не знаю, кто не разместил, мы сдаем в Алмалинский акимат. Лично я приходила и сдавала и на бумажном носителе, и на флешке.
Корр.: Я знаю, что инициативная группа уже поставила вас в известность о том, что они сами нашли подрядчика на ремонт кровли, и направила вам заявление, где требует перечислить 2,5 миллиона из накопительного фонда, так как люди считают, что деньги были потрачены незаконно. Вы какое-то решение приняли по этому поводу.
Ж.: Нет.
Вот такой разговор у нас состоялся с председателем ПКСК “Железнодорожник” Жанар Жанузаковой. Выводы очевидны, говорить, что называется, не о чем. Но нам интересна, конечно, позиция инициативной группы, куда вошли все старшие по подъездам и старшая по дому. Они, конечно, будут до последнего добиваться возврата денег из накопительного фонда.
К слову, закон здесь полностью на их стороне, деньги, потраченные на нецелевые нужды, председатель КСК обязан вернуть собственникам, и никакие липовые акты за якобы отремонтированные подъезды не помогут.
“КАРАВАН” будет следить за продолжением этой истории, а собственники готовят собрание по выходу из ПКСК и созданию собственного кооператива. А мы уйдем – и все!
И еще одна ремарка: пострадавшие от потопа владельцы квартир на верхних этажах также могут получить компенсацию за причиненный им ущерб, так как он наступил в результате бездействия председателя кооператива. 10 октября 2016 года, за семь дней до случившегося, был составлен акт с участием представителя ПКСК Накытбекова Т. Н., где указывается на наличие в кровле дыр. Ничего не сделано – плати.