Потомство из холодильника - Караван
2024 Год
23 Сентября
  • A
Потомство из холодильника

Конец 2008 високосного года ознаменовался потрясающим научным открытием. Впервые в истории получено потомство от… трупа! Причем, пролежавшего в холодильнике немало лет.

• 18 Декабря 2008
  • 1375
Фото - Caravan.kz

Ученые из Центра отногенетики в Кобе (Япония), во главе с профессором Терухико Вакаямой впервые клонировали животных, чьи тела около шестнадцати лет хранились при температуре минус двадцать градусов по Цельсию и не подвергались специальной обработке перед заморозкой.
Они извлекли из них генетический материал и поместили в яйцеклетку подопытного животного. Выделенные из получившихся эмбрионов стволовые клетки использовались на втором этапе клонирования.
В результате на свет появились четыре живые копии умершей мыши. В общей сложности было получено тринадцать мышек-клонов, у которых не было замечено никаких аномалий. Впрочем, некоторые клетки, взятые у замороженных мышей, все же пострадали.
Успешный эксперимент показал, что в скором будущем можно будет «оживлять» исчезнувшие виды животных, так как ядро для клонирования можно выделить практически из любой клетки организма. Ранее подобные манипуляции проводились лишь с живыми донорами, поскольку существовали опасения, что возникающие при заморозке кристаллики льда могут повредить ДНК.
По словам ученых, их открытие повышает вероятность того, что однажды удастся «возродить» вымерших животных. Неужели сбудутся фантазмы Стивена Спилберга и «Парк Юрского периода» получит свое реальное воплощение? Для экономики это могло бы стать настоящей революцией. А что — представляете травоядного динозавра, весом в шестьдесят тонн! Это — ж гора мяса, куда там коровам и свиньям… А мамонтятины отведать не желаете? Хищных велоцераптеров и тираннозавров вполне можно будет приспособить для охраны офисов или в полиции — злоумышленники за сто верст будут их обходить. А то ведь они рассусоливать не будут: ням — и готово! Правда, сразу же возникает проблема: а чем кормить этих доисторических динозавров, которые за присест могли съедать по паре коров?
Правда, в случае с вымершими или исчезающими видами основная проблема состоит в подборе суррогатной матери и яйцеклетки-реципиента. Ведь живых клеток мамонтов или динозавров не обнаружено, а доступный ученым генетический материал неизбежно находится в разрушенном состоянии. Но кто знает, что еще смогут обнаружить дотошные ученые в слоях вечной мерзлоты? Ведь здесь теперь достаточно будет одной-единственной живой клетки…
Мы попросили прокомментировать это открытие известных казахстанских ученых. Директор Института общей генетики и цитологии МОН РК Лейла Джансугурова считает, что это, безусловно, очень важный шаг в развитии генетики и науки вообще, однако, ожидаемое открытие, подготавливаемое усилиями ученых-биологов всего мира.
— Клонирование точных копий живых организмов приобретает все большее распространение — взять ту же овечку Долли. И само по себе клонирование потомства от мертвого млекопитающего — это только очередной этап в развитии процесса познания. Впрочем, здесь мы имеем ситуацию, когда размыты критерии между понятиями «жизнь» и «смерть»… Ведь клетки, которые применялись для перенесения в яйцеклетку, этот генетический материал — он-то был живой! Хоть и взятый от безусловно мертвой мыши. Стало быть, здесь мы имеем дело с изощренной научной техникой сохранения живой ДНК при низкой температуре, биокриотехнологии высшего класса. Я думаю, что на этом пути будет еще много сложностей и неожиданностей — перенос генетического материала является невероятно сложным и тонким процессом, здесь наверняка будет немало неожиданностей. Вспомните: ведь и овечка Долли была получена только однажды, после сотен и сотен неудачных опытов. И потом умерла от рака. Но я также уверена, что на этом ученые не остановятся, а будут идти дальше. А к появлению мамонтов и динозавров я отношусь скептически — слишком много времени прошло, гены за миллионы и даже тысячи лет неизбежно должны высохнуть и распасться. Так что сценарий Спилберга вряд ли реален.
Но бог с ними, с доисторическими чудовищами. Куда более людей волнует другой вопрос: а можно ли теперь надеяться на возрождение после смерти сегодняшнего, современного существа, и, прежде всего, конечно, человека?
С этим вопросом мы обратились к заведующему лабораторией Казахстанского Института микробиологии и вирусологии, доктору биологических наук, профессору Владимиру Березину. Он считает, что физически это возможно.
— Пока кажется фантазией идея о возможности реконструкции древних генов вымерших животных, например тура или пещерного медведя. Еще большей фантазией выглядит предположение о том, что можно возвратить природе вымершие виды — ведь древняя ДНК сильно фрагментирована и собрать все гены исчезнувшего организма практически невозможно. Кроме того, мы не знаем порядок их расположения в хромосомах, не умеем воссоздавать клетки животных и получать из них живые организмы.
Однако технология клонирования сегодня развивается стремительными темпами и сделать абсолютную копию теплокровного млекопитающего, каким является человек, не так уж и сложно. Но это будет уже другой человек, физически идентичный оригиналу, но ментально, психически — совершено новая личность. Так что о бессмертии индивидуальной личности пока говорить не приходится… Ограничения здесь чисто технические, юридические, моральные, но технически это возможно уже сегодня. Но другой вопрос — а надо ли это делать, надо ли открывать этот «ящик Пандоры?» Иными словами, здесь как с атомной бомбой: сделать можно, но нужно ли? Зачем получать потомство от умерших людей, рискуя ошибиться, тогда как природа сама установила границы человеческого существования? Можно даже предположить, что в дальнейшем клонирование человека, в том числе и с использованием генов давно умерших людей, будет как-то законодательно урегулировано, и технически станет вполне доступно.
Но здесь возникает такая масса морально-этических и юридических проблем, предугадать которые сегодня мы просто не в силах.
Скромная мышка из холодильника, сама того не зная, открыла перед нами новые, тревожные горизонты научного познания.

Фото с сайта http://www.rol.ru