«Худсоветы, идеология… а как без неё?»
Некоторые изменения в системе работы постановщиков и самих трупп, внедряемые минкультом, шокировали завзятых театралов. Как это: худсоветы возвращаются?! Это же рудимент советской цензуры! А как же тогда свобода творчества? По этому поводу министр культуры и спорта недавно в одном из интервью вспомнила свою встречу с Президентом Токаевым, который в начале беседы прямо заявил: «Вы и ваше ведомство ответственны за идеологию».
— Идеология, патриотический дух, высокие человеческие чувства – всё это мы должны продвигать и пропагандировать. Согласитесь, это абсолютно нормальные задачи для ведомства, курирующего культуру. Разве не так? И с этой точки зрения художественные советы для театров, равно как и экспертный совет при нашем министерстве для киносценариев – это тот фактор, который позволит поднять планку качества творчества. Которая, скажем прямо, в театре и кино долгое время была не на самом высоком уровне, — отмечает министр.
Говоря о пресловутых худсоветах, в министерстве культуры отмечают, что сегодня они состоят не из каких-то «цензоров от КГБ», как в советское время, которые с лупой искали в постановках какие-то крамольные мысли или «неправильные слова» про партию и правительство. Худсоветы, по замыслу, состоят из признанных профессионалов в сфере театрального искусства. Они анализируют предлагаемый к постановке материал, в том числе с точки зрения его нравственной ценности. Это совсем нелишне сегодня, когда некоторые режиссёры не гнушаются в каких-то постановках и мат использовать.
– Театралы критикуют прошлую эпоху тоталитарного СССР. И действительно, тогдашние худсоветы во многом были заточены на коммунистическую идеологию, – отмечает ответственный секретарь министерства культуры и спорта РК Кумис Сеитова. – Тогда отдельные члены худсоветов могли «зарезать» любое, по их мнению, не соответствующее коммунистической идеологии произведение. Но всё это давно ушло в историю. Худсоветы были отменены с развалом Союза, однако в результате мы впали в другую крайность. Полное отсутствие какого-либо контроля репертуара привело к тому, что на сцену (за государственные деньги, заметьте!) всё чаще выходят произведения, мягко говоря, не того уровня. И это бьёт не только по зрителю, который уходит разочарованным. Это бьёт прежде всего по самим актёрам и режиссёрам, по их репутации, потому что такая ситуация катастрофически роняет престиж театра как такового. Видя постановки, провальные как идеологически, так и литературно, и с сюжетной точки зрения, люди просто перестают ходить в театр.
Чтобы остановить наметившуюся системную деградацию театрального искусства, в минкульте и инициировали поправки, согласно которым теперь каждая новая постановка должна пройти тщательную экспертизу экспертного художественного совета. В составе коллегии, анализирующей произведение, – признанные деятели театральной сферы, режиссёры, драматурги, искусствоведы, критики. Произведения представляются на суд худсовета обезличенно, поэтому личностный фактор (когда кто-либо из членов коллегии знаком с автором пьесы или с главным режиссёром театра) полностью исключён. Худсовет тщательно анализирует содержание, решая, целесообразно ли такую постановку запускать, будет ли она успешной, или обречена на провал. От утверждения совета в конечном счёте зависит и финансирование проекта государством. Это вполне логично: раз государство платит деньги театру, то оно должно видеть и знать, какой именно контент на эти деньги будет произведён и представлен зрителю.
– Кто платит, тот и заказывает музыку, – отмечает постановщик Ануар Салимов. – Если, допустим, частному театру, тому же «ARTиШоку», платит частный инвестор, то он вправе спросить за содержание постановки. А почему государство не может спросить? Безусловно, с худсоветами будет лучше, потому что сегодня безвкусица и откровенная бесталанщина подаются под соусом «прогрессивного» и «современного». Авторы деградировали в этой обстановке, а поскольку режиссёрам зачастую нечего ставить из новых постановок, они обычно хватаются за любое, лишь бы было «свежее». Худсоветы изменят ситуацию к лучшему.
Утверждение худсоветом, а соответственно и финансирование произведения становится серьёзным стимулом для всех участников театрального процесса. И для авторов-драматургов, чтобы они создавали произведения достойного нравственного и эстетического качества. И театральных режиссёров, чтобы они эти пьесы ставили на достойном уровне. И в конечном счёте для зрителя, который, увидев действительно красивое, «цепляющее за душу» произведение, захочет прийти в театр ещё и ещё.
Система экспертной оценки получилась многоуровневая, что объяснимо: не так-то просто урегулировать с театрами сложные и зачастую спорные вопросы качества постановок. Для этого худсоветам необходим прямой контакт с творческими коллективами. Для этого в рамках нового Закона «О культуре» при министерстве культуры и спорта РК созданы управления репертуарной политики и республиканские худсоветы. Если автор произведения или коллектив театра не согласны с решением худсовета, то проблемные вопросы выносятся уже на рассмотрение такого управления. А если где-то в регионе возникли дискуссии при утверждении репертуара, то они также будут проанализированы центральным худсоветом на республиканском уровне, который и примет окончательное решение.
— Такая схема оказалась действенной, – делится наблюдениями Кумис Сеитова. – На сегодняшний день театры областного уровня все свои самые «аншлаговые» спектакли выносят на рассмотрение именно этого, «высшего» художественного совета.
Деньги решают всё?
«Вся твоя творческая часть, дорогой Шура, начинается с твоей зарплаты». Знаменитому изречению одесского театрала уже больше полувека, но оно не утратило актуальности в том числе и в Казахстане. Социальный статус работников театров, зарплаты актёров и режиссёров – больная тема на протяжении целых десятилетий. И без кардинальных изменений здесь, наверное, трудно говорить о каком-то качестве.
– Статус деятелей театральной сферы в стране был неоправданно занижен, что стало результатом «наследия» ещё советской модели и сетки зарплат тех лет, – отмечает ответственный секретарь МКиС . – И это принципиальный вопрос, которым наша министр занимается с первых дней своей работы. Уже на второй день после того, как Актоты Раимкулову назначили министром, у неё состоялась встреча с Президентом Касым-Жомартом Токаевым. И самой первой проблемой, которую она озвучила в беседе, были именно зарплаты работников сферы культуры. Касым-Жомарт Кемелевич не просто внимательно выслушал эти вопросы, но и принял их очень близко к сердцу. Не случайно мы вскоре увидели в Послании Президента РК народу Казахстана целый раздел, касающийся кардинального повышения заработной платы для сотрудников театров и других учреждений культуры.
Уже с января работники республиканских учреждений культуры получат доплаты в размере 50 процентов от заработной платы, сотрудники региональных учреждений – 35 процентов. В минкульте подчёркивают, что это только начало, своего рода старт системных изменений в государственной политике. Доходы будут планомерно повышаться и далее.
Среди наболевших тем также и пенсионный возраст, например, артистов балета. В минкульте делали попытку на законодательном уровне добиться снижения пенсионного возраста для работников этой сферы. Однако, к сожалению, сделать это не удалось: в подходах к пенсионному возрасту государство практикует единый подход, где любые исключения для той или иной категории работников создадут прецедент. Тогда изменений начнут требовать уже работники других сфер с повышенной вредностью труда. Однако министерству удалось включить в законопроект меры, которые помогут решить проблему другим способом. Так, предлагается включить норму, согласно которой если артист балета набрал стаж в профессии 20 лет, то он может уйти на любую иную работу либо вообще не работать, и при этом за ним вплоть до достижения пенсионного возраста будет сохраняться ежемесячная выплата государством 60 процентов от заработной платы. Фактически это будет та же пенсия. Как отмечают в минкульте, в аналогичной защите нуждаются не только балетные артисты, но и некоторые другие категории работников сферы искусства: музыканты духовых оркестров, артисты цирка, акробаты, дублёры-каскадёры в кино. Для всех них, как отмечают в министерстве, ведётся системная работа, нацеленная на улучшение социальных условий. «Преждевременно не хотим это афишировать, но поверьте: очень большая часть нашей повседневной работы нацелена на совершенствование законодательства, чтобы каждый работник сферы культуры ощутил свою защищённость, был уверен в завтрашнем дне», – отмечает министр Актоты Раимкулова.
Регионы: культура должна жить!
Этих изменений сегодня ждут не только в театрах. Ещё с 1990-х годов целый пласт работников региональной сферы культуры фактически выпал из орбиты государственных интересов. Местным филармониям, артистам ДК, директорам сельских клубов, конечно, платили зарплату. Местные акиматы. Там, где считали это возможным. А во многих местах местная культурная сфера оказалась вообще отдана на откуп частным ТОО, которые решали проблемы по-своему, с самой различной коммерческой спецификой. Вылилось это всё в колоссальный отток кадров. Отсутствие специалистов – одна из центральных проблем, которые сегодня приходится решать минкульту в регионах.
Дефицит кадров, как признаются в министерстве, особенно ощутим в районах. Проблема ещё и в том, что крайне сложно направить молодого дипломированного артиста по окончании вуза работать в село. В его планах совсем иные сцены и театральные подмостки. Выпускники стремятся сразу найти работу в республиканском театре, ездить с гастролями, получать солидные гонорары за выступления.
В министерстве решили решать проблему «снизу» – через местных акимов. С каждым регионом, с каждым акиматом на уровне области и района заключаются отдельные меморандумы о поддержке специалистов в сфере культуры. В этих соглашениях чётко прописываются минимальные меры стимулирования тех, кто изъявит желание работать в учреждениях культуры районов и сёл. Например, если молодой артист приезжает в сельский район, то ему необходимо создать простейшие условия: жильё, детсад для ребёнка, транспорт. Оговаривается и материальная сторона, чтобы у специалистов была заинтересованность. Областные и районные власти включают в свои бюджеты соответствующие расходы, в том числе и потому, что развитие сферы культуры сегодня является одним из базовых пунктов государственного рейтинга акимов. Пусть в твоём районе прекрасные показатели экономики, рабочие места, асфальтированные дороги и клумбы в цветах, но если ДК закрыт, если людям некуда сходить на концерт, то лишиться должности можешь легко.
Кстати, одна из проблем – подбор кандидатов на должности руководителей Домов культуры. В трудные времена специалисты, которые были, в массе своей уехали. Кто-то уже на пенсии. Однако в минкульте категорически против того, чтобы ДК руководили случайные люди. «Если в районе, а тем более в селе нет такого человека, то приходится искать кадры где-то в другом месте и пытаться привлечь их в данный район, – объясняет ответственный секретарь МКиС. – Отходить от единых требований мы не можем и не будем. Иначе руководить ДК у нас будут инженеры, зоотехники, строители. Культура – это всё же весьма специфическая сфера, очень ответственная, связанная в том числе и с идеологией, с государственной политикой. Пренебрегать этим, допускать к управлению непрофессионалов категорически нельзя».
В министерстве последовательно решают и этот вопрос, заранее договариваясь с вузами, предлагая будущим выпускникам должности в регионах, стремясь привлечь и мотивировать каждого. Во всех случаях подход ориентирован на профессионализм и на высокий конечный результат. Нет, идеология не появляется сама по себе. Ею надо заниматься, надо планомерно взращивать систему ценностей человека. И сфера культуры здесь является важнейшим каналом коммуникации. Поэтому ею нигде и ни в каких условиях, как бы ни было трудно, нельзя пренебрегать.
— Ни театры, ни кино, ни местные ДК и клубы нельзя предоставлять самим себе, что называется, «на выживание», – считает кинокритик Карим Кадырбаев. – Это преступно. Это приводит к ужасным последствиям в перспективе. Потомки нам этого не простят.