ПОТЕРИ “ТШО” ОТ ТРАНСПОРТИРОВКИ НЕФТИ ПО МАРШРУТУ АТЫРАУ-САМАРА В УСЛОВИЯХ ОТСУТСТВИЯ БАНКА КАЧЕСТВА НЕФТИ ОЦЕНИВАЮТСЯ В $1 МЛРД. ЗА 7 ЛЕТ - Караван
  • $ 523.86
  • 544.34
-6 °C
Алматы
2024 Год
23 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
ПОТЕРИ “ТШО” ОТ ТРАНСПОРТИРОВКИ НЕФТИ ПО МАРШРУТУ АТЫРАУ-САМАРА В УСЛОВИЯХ ОТСУТСТВИЯ БАНКА КАЧЕСТВА НЕФТИ ОЦЕНИВАЮТСЯ В $1 МЛРД. ЗА 7 ЛЕТ

ПОТЕРИ “ТШО” ОТ ТРАНСПОРТИРОВКИ НЕФТИ ПО МАРШРУТУ АТЫРАУ-САМАРА В УСЛОВИЯХ ОТСУТСТВИЯ БАНКА КАЧЕСТВА НЕФТИ ОЦЕНИВАЮТСЯ В $1 МЛРД. ЗА 7 ЛЕТ

По мнению специалистов СП “Тенгизшевройл”, компания сильно проигрывает, транспортируя свою нефть по трубопроводу Атырау-Самара. Отвечая на вопрос журналистов в Атырау, менеджер отдела маркетинга и транспорта евразийского производственного подразделения корпорации Chevron Саймн Дж. Наттинг отметил, что не рынке традиционно нефть марки Брент (в Северном море) дороже Юралс (Россия) от 30 до 80 центов за баррель в зависимости от сезона продаж. А 1 тонна тенгизской нефти примерно на $7 дороже Брент.

  • 20 Июня 2001
  • 1556
Фото - Caravan.kz

Поэтому потери “Тенгизшевройл” достаточно велики от смешивания тенгизской нефти с российской. «Это не предмет для открытого обсуждения, но вы сами можете оценить масштабы этих потерь», пояснил генеральный директор совместного предприятия Том Уинтертон.
Он отметил, что разница в стоимости различных марок нефти величина достаточно стабильная. Тенгизская нефть очень высоко ценится на рынке, поэтому “ТШО” даже в годы кризиса 1999 года с прибылью продавало нефть по железной дороге, транспортировка через которую сделала бы другие марки нерентабельной.
В связи с этим объемы нефти “ТШО”, отгружаемые по железной дороге, растут с каждым годом. В 2000 году этот объем составил 8,2 млн. тонн.
Тем не менее, “ТШО” не может отказаться от трубопроводной системы и, по данным неофициальных источников, за 7 лет прокачки своей нефти по трубопроводу Атырау-Самара СП «Тенгизшевройл» потерял уже приблизительно около $1 млрд.
В настоящее время в связи с подготовкой к пуску в эксплуатацию КТК Chevron занимает жесткую позицию в вопросе Банка качества нефти.
«Все эти годы “ТШО” был рад и тому, что россияне давали ему квоту на прокачку нефти через их трубопроводные системы”, поэтому вопрос о Банке качества нефти не ставился, сказал Т.Уинтертон. Теперь с началом эксплуатации КТК ситуация на рынке изменилась. «Мы обсуждали эту проблему с министерством энергетики и минеральных ресурсов РК, но в первую очередь хотим создать Банк качества по нефти, прокачиваемой по КТК. Как только он будет создан, разговор пойдет о наших поставках в нефтепровод на Самару», сказал Т.Уинтертон.
Наблюдатели отмечают, что протест российской компании «Транснефть» против системы КТК связан не только с обеспокоенностью российской компании по поводу потерь объемов прокачиваемой нефти, но и тем, что она теряет большие прибыли, которые получала ранее, смешивая свою низкокачественную нефть с тенгизской.
Банки качества применяются в тех случаях, когда трубопровод используется многочисленными производителями нефти, которые закачивают в него нефти различного качества.