На казахстанских маркетплейсах предлагают детские машинки с символикой войны России с Украиной, передает корреспондент медиа-портала Сaravan.kz.
Месяц назад в социальных сетях появились фотографии из магазина игрушек в Астане, в котором детские грузовики, броневики и самолетики были украшены символикой «Z». Когда полиция потребовала объяснений, владельцы бутика сообщили, что такие игрушки появились случайно, и убрали их с прилавка.
Но если в реальных торговых точках еще можно навести порядок, то предъявить требования интернет-магазинам куда сложнее. На известном ресурсе satu.kz предлагают автомобили с ракетами и беспилотниками с российской символикой войны с Украиной. Получается, в соответствии с нашим законодательством продавцам нечего предъявить?
На территориях государств-членов ЕАЭС действует единый Технический регламент «О безопасности игрушек», принятый Комиссией таможенного союза 23 сентября 2011 года. В документе детально описаны требования безопасности, которые касаются материалов, характеристик, физических, химических и механических показателей, тда же включены органолептические свойства и радиационная безопасность. Комиссией определен порядок подтверждения соответствия указанным нормам. Однако в техрегламенте ничего не говорится о психолого-педагогическом воздействии игрушек на детей.
В 2015 году Казахстан предлагал добавить этот пункт, но инициативу отклонили. Причина банальна и проста — нет четких критериев, какие игрушки являются травмирующими психику детей, а какие — нет.
И если бы не Хагги Вагги и Кисси Мисси, этот вопрос вообще бы не рассматривали. Напомним, что в августе прошлого года российские педагоги и родители потребовали запретить игрушечных монстров, созданных по мотивам компьютерной игры, потому как они плохо влияют на психику детей. В январе текущего года поговаривали о снятии с продажи этих игрушек в Казахстане. Но дальше разговоров дело не пошло.
Следует отметить, что в казахстанском законодательстве вышеупомянутые критерии есть. В соответствии с п.2 статьи Закона «О безопасности игрушек» игрушки могут быть размещены на рынке, если они не угрожают жизни и здоровью человека, не вводят в заблуждение потребителей и способствуют сохранению их нравственно-эмоционального благополучия.
В пункте 4 статьи 5 Закона даже определен уполномоченный орган, который должен отвечать за психологическую экспертизу – Комитет по охране прав детей Министерства образования РК. Есть и правила проведения психолого-педагогической экспертизы игрушек, только они по какой-то причине не применяются.
Есть проблемы и с формулировкой — «могут быть размещены на рынке». То есть на рынке продавать нельзя, а в интернет-магазине можно?
В казахстанских нормах указано, что «игрушка может использоваться в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях».
Страшно представить, каким будет тот самый сюжет.
А пока мы сделали запрос в Министерство торговли и интеграции РК, чтобы выяснить, на какой стадии сейчас находится разработка критериев негативного воздействия игрушек на психику ребенка в рамках ЕАЭС, и когда они будут вынесены на обсуждение.