В 2016 году стало известно о массовых пытках в колонии АП 162/3, расположенной в промзоне Павлодара. Сначала об этом во всеуслышание заявили родственники экс-чемпиона страны по дзюдо, отбывавшего наказание за нанесение тяжких телесных повреждений.
Бахытжан Абдыкаримов не дождался решения об УДО, он погиб от смертельного ранения в шею.
По утверждению родных мужчины, его убили, однако следствие придерживалось версии совершения пыток, превышения служебных полномочий, доведения до самоубийства. Через несколько месяцев после гибели известного спортсмена исправительное учреждение “прославилось” горячей встречей заключенных, этапированных из Балхаша. По неизвестным причинам 26 человек были не просто избиты сотрудниками колонии и добровольными помощниками из числа заключенных. Их пытали – физически и морально. Как вспоминали потерпевшие, для нанесения ударов мучители использовали транспортерные ленты – за отказ, например, мыть унитазы руками и наносить фекалии себе на лицо. Тем, кто не подчинялся, надевали пакеты на голову, их топили в бочке с водой. После очередного измывательства один из осужденных скончался. Спустя 3 года причастные к преступлениям сами отправились на нары. По приговору суда 9 бывших сотрудников колонии и 5 помощников администрации были приговорены к лишению свободы на сроки от 3 до 6 лет. Еще двое не дожили до судного дня. "Мы сами делаем наших граждан врагами": что происходит в казахстанских тюрьмах
В 2020 году приговор несколько смягчили, так что некоторые из фигурантов громкого уголовного дела уже на свободе. Тем не менее им приходится регулярно показываться в Павлодарском городском суде и вспоминать события тех дней. Так как их жертвы подают иски о взыскании компенсации морального вреда. Счет они предъявляют региональному департаменту уголовно-исполнительной системы. Затем учреждение в регрессном порядке взыскивает деньги с тех, кто непосредственно участвовал в пытках. Первое дело уже полностью завершено: ДУИС выплатил одному из пострадавших 400 тысяч тенге и истребовал их со своих бывших сотрудников и их подельников.
Сейчас в Павлодарском городском суде рассматриваются еще 2 аналогичных дела. Один из этих исков поступил от представителей Олега Николаева (имя изменено по просьбе родственников).
– В 2016 году мой отбывавший наказание сын вместе с еще 25 заключенными был переведен этапом из балхашской колонии в павлодарскую. Всех их в первые же дни подвергли издевательствам сотрудники учреждения и так называемые активисты. Эти события и последовавшие разбирательства подорвали здоровье Олега, довели до специализированной клиники. Когда я забирала сына на УДО, он был невменяем, особенно боялся людей в форме. Сейчас находится под постоянным наблюдением врачей, с трудом приходит в себя. За этот период мой муж получил инфаркт, а я приобрела сложные неврологические заболевания, которые лечу до сих пор. Требовать компенсации – законное право нашей семьи, – говорит мама Олега Николаева Мария Александровна.
Между тем к юристам за помощью обращаются и другие жертвы пыток. Они не намерены отступать и призывают следовать их примеру.
ПАВЛОДАР