Посредникам.net – поддержит ли парламент посредников? - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Посредникам.net – поддержит ли парламент посредников?

Посредникам.net – поддержит ли парламент посредников?

Чем мудрый человек отличается от недальновидного? Умением учиться на своих ошибках.

  • 22 Октября 2019
  • 9184
Фото - Caravan.kz

Не так давно наши соседи в России создали Центр учета переводов и интерактивных ставок (ЦУПИС). И теперь в Казахстане, постоянно ссылаясь на этот опыт и абстрактную «необходимость», пытаются внедрить некий частный, но активно лоббируемый центр учета ставок.

Вызывает недоумение тот факт, что ради создания в Казахстане частной посреднической организации под названием "Центр учета ставок", факты подаются однобоко и таким образом, чтобы преподнести все в «благовидной» форме с целью убедить правительство, парламент и весь государственный аппарат в необходимости создания центра учета ставок. Поэтому, поговорив с российскими экспертами букмекерского рынка и ведущими российскими букмекерами, Ассоциация букмекеров Казахстана сделала свой анализ, чтобы понять, что такое ЦУПИС и можно ли его приравнивать к ЦУСу.

Ниже краткий сравнительный анализ отличий между ЦУПИСом и ЦУСом:

 
 

История с созданием ЦУПИСа

В 2014 году в России появилось понятие интерактивной ставки. Эти ставки клиент российского букмекера оформляет на его интернет-сайте. Каждая саморегулируемая организация (СРО) создала Центр учета переводов интерактивных ставок (ЦУПИС) на платформе банка или некоммерческой организации. ЦУПИС — посредник между онлайн-букмекером и игроком. Именно ЦУПИС принимает деньги от игрока и передает их букмекерской конторе. Он учитывает все операции и контролирует выплату подоходного налога, отчитываясь перед налоговой службой вместо букмекера.

Примечание: В Казахстане ситуация кардинально другая – букмекеры сами отчитываются перед налоговыми органами, сами производят расчет и оплату подоходного налога за клиентов, и сами несут полную ответственность по расчетам с бюджетом. Данная концепция взаимоотношений между букмекерами и налоговыми органами лежит в основе Налогового кодекса.

По словам директора букмекерской конторы «ФОН Бет» в Казахстане Александра Пястолова, «Закон о ЦУПИС приняли в 2014 году. Пока проекты ЦУПИС воплощались в жизнь, а это: закупка дорогих серверов, так как объемы информации о транзакциях довольно существенные, разработка программного обеспечения, тестирование и отладка функционала, заключения договоров с банками, платежными системами и букмекерскими конторами, выстраивание бизнес-процессов и взаимодействия; в России вышел закон об обязательном использовании букмекерами онлайн-касс с функцией фискализации, что букмекеры в кратчайшие сроки у себя реализовали. К моменту, когда ЦУПИСы заработали, а это начало 2016 года, та функция, которая была на них возложена, устарела, стала не нужна. Налоговые органы самостоятельно, имея доступ к онлайн-кассам букмекерских контор и фискальным данным, в режиме реального времени смогли увидеть все движение средств: как от клиента к букмекеру, так и от букмекера к клиенту. ЦУПИС – это атавизм, который утяжеляет ведение бизнеса и не приносит никакой пользы государству».

Изначально предполагался монополизм, то есть в России хотели создать только один ЦУПИС на базе одного СРО, где основную скрипку играл президент «Лиги ставок» Журавский (известный лоббист, который грезил идеей монополии в букмекерстве). Однако рыночные механизмы в России возобладали, и в 2016 году были созданы второе СРО (сейчас их три) и второй ЦУПИС (первый на 40 процентов принадлежал владельцам букмекерских контор, второй создан на базе Qiwi). Право принимать интерактивные ставки получили 17 компаний.

Налоги

Изменило ли это ситуацию с улучшением налогообложения? Вовсе нет. По оценке «Рейтинга букмекеров», в 2017 году на теневой сектор пришлось 40 процентов рынка – 274 миллиарда рублей! То есть если кто-то не хочет регистрировать ставки в ЦУПИСе, то он и не будет это делать, что подтверждается 40-процентным теневым рынком, который, наоборот, вырос после введения ЦУПИСа.

Российские игроки, как отмечают российские СМИ, видят преимущества нелегальных букмекеров в том, «что на их сайте гораздо проще зарегистрироваться (у лицензированных это обычно сложная процедура, включающая в себя фотографию с паспортом в руках и посещением специального центра ставок), а главное — не нужно платить 13-процентный налог, который зарегистрированными конторами автоматически вычитается из каждого выигрыша (в то же время нет никаких гарантий выплаты выигрыша).»

А еще во времена царствования ЦУПИС могут происходить такие интересные коллизии. Далее – цитата из материала РБК (https://www.rbc.ru/magazine/2018/10/5ba2a8fe9a7947d4ea25a317)

«У Betcity при выручке 18 млрд руб. работает около 200 пунктов приема ставок в России, рассказал журналу РБК директор отраслевого портала «Рейтинг букмекеров» Араик Тонян. У «Лиги ставок»— 751 пункт приема ставок (при обороте 11,9 млрд), у «Балтбета» — 515 пункт приема ставок (при обороте 10,9 млрд)». Betcity не входит и в число самых популярных компаний по приему ставок онлайн: в 2016-м через нее делали ставки лишь 12% российских онлайн-игроков. Однако исходя из данных ЦУПИСа, данная компания занимает первое место по выручке среди всех букмекеров России. Как видно выше, разница между прибылью и количеством пункта приемов ставок заметна. И никакой ЦУПИС ясности в этот вопрос не внес.

Почему же нельзя повторять российский опыт и создавать Центр учета ставок?

Директор букмекерской конторы «ФОН Бет» в Казахстане, Александр Пястолов подвел краткое резюме неэффективной работы ЦУПИСа в России:

Букмекер зависит от ЦУПИС в технической части. Если сервера ЦУПИС дают сбой, букмекер не может совершать никакие денежные операции и регистрировать новых клиентов. Простой всей отрасли также сказывается на государстве, т.к. оно за время простоя не дополучает налоги со всех букмекеров.

Букмекер зависит от ЦУПИС в выборе платежных систем. Букмекер не может самостоятельно выбрать платежную систему, с которой хочет работать и договориться по коммерческим условиям. Пока ЦУПИС не проинтегрирован с конкретной платежной системой, будь то банковский эквайринг с необходимым набором функционала для оплаты с карт, или электронные кошельки, терминалы; букмекер не имеет право предложить эти способы оплаты и получения выигрыша клиентам. Заявку на подключение новых платежных систем ЦУПИС рассматривает самостоятельно, на основании своих собственных приоритетов в разработке. Учитывая то, что техническая разработка платформы ЦУПИС это довольно сложная задача, и реализовывалась она довольно быстрыми темпами, то требования бизнеса и приоритеты в разработке ЦУПИС были разными. Сейчас все букмекеры в Казахстане имеют прямые интеграции с теми платежными системами, которые они для себя выбрали. Если возникают какие-то разногласия, то букмекер всегда может поменять партнера. В случае с ЦУПИС это будет сделать невозможно. Если закон с ЦУС будет принят, то букмекерам необходимо будет снова тратить свои ресурсы на то, что уже и так работает. Это дополнительные расходы.

ЦУПИС отягощает дополнительными комиссиями увеличивая общие расходы бизнеса, при этом не оказывая абсолютно никаких услуг, приносящих дополнительную стоимость бизнесу. В Казахстане, помимо этого, и так довольно большое количество налогов и высокие ставки по ним. С вводом ЦУС они еще существенно увеличиваются. Это будет способствовать уходу отрасли в серую зону. Плюс ко всему, открываются большие возможности для недобросовестной конкуренции и коррупции.

ЦУПИС никак не помогает, а даже усложняет государству отслеживать финансовые потоки букмекеров и клиентов, так как государство пользуется другим эффективным инструментом для мониторинга и контроля работы букмекерских контор – онлайн-кассами с фискализацией. Проведение транзакций через ЦУПИС всегда происходит с временным лагом по их учету. Реестры букмекера, операторов ОФД и ЦУПИС всегда расходятся.

ЦУПИС не имеет никаких инструментов для борьбы с лудоманией. Информация, которой он обладает никак не способствует тому, чтобы бороться с этой зависимостью. Бороться с этим пороком можно только при взаимодействии участников отрасли, государства и общественности, вырабатывая правила ответственной игры и социальной ответственности бизнеса.

Частный случай

Первые лица Казахстана постоянно подчеркивают, что одна из важнейших задач, стоящих перед страной – сокращение влияния государства на частный бизнес. Но в случае с упомянутым Центром учета ставок очевидно, что здесь преследуются другие цели: с помощью изменения законов создать частную структуру-посредника, который вольется в успешно созданный и функционирующий бизнес. Как это коррелируется с заявлениями о том, что «частникам» в нашей стране надо помогать, а не мешать, не совсем понятно.

Выводы

Опыт любой страны по внедрению тех или иных изменений, особенно в такой тонкой сфере как частный бизнес, надо изучать скрупулезно, непредвзято, без лихих кавалерийских наскоков, отдающих лоббизмом, а комплексно и всесторонне. Если компания-посредник не способна бороться с теневым рынком, то, может, стоит оставить частникам самим разбираться со своим бизнесом? Тем более, что букмекерские конторы в Казахстане – один из самых контролируемых и регулируемых бизнесов. И БК, надо отметить, выполняют все требования. Установить контрольно-кассовые машины? Сделано. Работать с помощью АПК? Не вопрос. Если кто-то что-то не соблюдает, то причем тут добросовестные участники рынка? Они-то как раз заинтересованы честно трудиться, выплачивать налоги, вкладываться в развитие спорта. И делают это добровольно. И без всяких посредников.

 

Вадим МАМЕТОВ