В прессе в связи активным притоком беженцев из Ближнего Востока в страны Европы активно обсуждается вопрос по поводу того, будет ли действовать Шенген и дальше . Корреспондент медиа-портала caravan.kz поинтересовался у герра Дриссера, что думают официальные власти по поводу сложившейся ситуации в Королевстве Нидерланды.
— Может ли так случиться, что Шенгенская зона перестанет существовать?
— Государства-члены ЕС сталкиваются с большими сложностями в связи с огромным притоком людей, ищущих убежища. Но Шенгенское соглашение, не связанное напрямую с миграцией, продолжит свое существование в качестве основы долгосрочной и устойчивой политики, как воплощение и доказательство свободы передвижения внутри шенгенской зоны. То, что в настоящее время любой человек может пересекать внутренние границы в любом пункте без проверок, не исключает возможности для национальных органов правопорядка исполнять свои полномочия по контролю и мониторингу, в том числе на своих внутренних границах, что не является тем же самым, что пограничная проверка.
В случае серьезной угрозы национальным интересам или внутренней безопасности страны, подписавшие Шенгенское соглашение, могут в исключительных случаях вновь ввести пограничный контроль на своих внутренних границах на срок не более 30 дней, который может быть продлен на условиях, предусмотренных Кодексом, в отношении прогнозируемой продолжительности серьезной угрозы. Такое действие следует рассматривать как крайнюю меру. В таких случаях другие партнеры ЕС по Шенгенской зоне и Европейская Комиссия должны быть безотлагательно уведомлены с тем, чтобы обеспечить возможность проведения консультаций. Европейский Парламент и Совет должны быть также одновременно поставлены в известность.
Консультации могут состояться не менее чем за 10 дней до запланированного введения пограничного контроля, чтобы организовать взаимодействие и рассмотреть соразмерность мер в отношении событий, на которые направлено введение контроля.
— Что может стать причиной такой дезинтеграции?
— Временное восстановление пограничного контроля не означает дезинтеграции. Самим соглашением предусмотрено, что в исключительных обстоятельствах и в случае серьезной угрозы национальным интересам или внутренней безопасности в государстве ЕС необходимо принять незамедлительные действия, и государство может безотлагательно ввести пограничный контроль на своих внутренних границах. При этом соответствующем образом информируются страны-члены ЕС и Европейская Комиссия.
Комиссия может представить соответствующие рекомендации. Для указанного государства ЕС это может включать представление во Фронтекс (Европейское агентство по пограничному контролю) стратегических планов на основе оценки рисков для урегулирования ситуации или привлечения подразделений Европейской погранслужбы или, в качестве крайней меры, закрытия определенного пограничного перехода.
— Какими могут быть последствия для казахстанцев?
— В основе Шенгенской зоны и сотрудничества – Шенгенское соглашение 1985 года. Шенгенская зона – территория, где гарантировано свободное передвижение людей. Государства, подписавшие соглашение, упразднили все внутренние границы в пользу единой внешней границы. Применяются общие правила и процедуры в отношении виз на кратковременное пребывание, поиска убежища и пограничного контроля. Одновременно с этим для гарантии безопасности внутри Шенгенской зоны расширено взаимодействие и координация деятельности правоохранительных служб и судебных органов. Шенгенское сотрудничество закреплено в законодательстве Европейского Союза (ЕС) Амстердамским договором 1997 г. Но не все страны, взаимодействующие по Шенгену, входят в Шенгенскую зону, т.к. не хотят отказываться от пограничного контроля, или потому что они пока не выполняют необходимые условия для применения Шенгенских правил.
Шенгенские правила гарантируют возможность свободного законного передвижения в шенгенской зоне для всех, в том числе прибывших казастанцев, а также граждан третьих стран. Конечно же, мы надеемся, что эта свобода передвижения сохранится.