"Послушный ребенок подчиняется чужому дяде": какие дети чаще становятся жертвами насилия - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+3 °C
Алматы
2024 Год
21 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
"Послушный ребенок подчиняется чужому дяде": какие дети чаще становятся жертвами насилия

"Послушный ребенок подчиняется чужому дяде": какие дети чаще становятся жертвами насилия

В последнее время соцсети и СМИ буквально заполонила информация о фактах насилия над детьми. Один из последних случаев - когда мама первоклассника сделала в интернете заявление, что ее ребенка изнасиловали прямо в стенах элитной алматинской школы. Убитая горем женщина была в отчаянии.

  • 26 Октября 2023
  • 15670
Фото - Caravan.kz

 По ее словам, в школе она столкнулась с равнодушием и нежеланием помочь ей найти виновного: в учебном заведении, наоборот, попытались скрыть инцидент. Нередкими стали такие вопиющие случаи, когда детей насилуют  родные отцы, не говоря о чужих дяденьках и более дальних родственниках.

Как узнать, что  ребенок подвергается сексуальному насилию, как поговорить с чадом на деликатную тему, и самое главное, как огородить несовершеннолетнего от домогательств? На эти и другие вопросы ответила, а также дала свои рекомендации практикующий психолог Орынгуль Сатпаева.              

— Надо договориться со своим ребенком о том, что из школы забираю тебя только я. Это первое условие, что забирают всегда только родители. Кроме того, у ребенка всегда должен быть телефон. Если есть возможность, установите на телефон специальное приложение, по которому можно отлеживать, где он находится. И обязательно, как бы заняты вы ни были, всегда отвечайте, когда он звонит.

— Нужно ли с детьми говорить на тему насилия? Если да, то в каком русле?

— Ребенку  обязательно нужно рассказать, что есть такие плохие тети и дяди, которые творят не очень хорошие вещи с маленькими детьми. И надо учесть следующее, что насильник редко посторонний человек с улицы,  а чаще это знакомый из числа взрослых: дядя, зять, друг семьи, близкий друг папы и так далее.  Поэтому ребенка нужно научить границам, именно телесным границам. Это о том, что даже вы, родители, прикасаясь к ребенку, должны спрашивать разрешение. Да, это у нас не принято. Мы дети, выросшие на физическом наказании. Но сейчас дети совсем другие. И это надо учитывать. Кроме того, детям нужно рассказать об интимных местах и объяснять, что никто не имеет право тебя там трогать. Только мама имеет право тебя подмывать, только мама имеет право тебя купать. И никто другой не имеет право прикасаться к твоему телу.

— Как  еще преподнести деликатную тему?

— Об этом можно рассказать в форме сказки или игры: Что есть такие плохие дяди и тети, которые забирают детей и делают с ними нехорошие вещи. Потом становится больно. И придется идти в больничку. И предупредить, что если тебя из садика или из школы забирает кто-то, ты должен истошно орать. Это не всегда получается, потому что могут заманить кошечками, собачками, конфетками, печеньками. Поэтому, как я говорила выше, нужно обязательно приложение установить на телефон. Или есть такие умные часы, по которым можно отслеживать местоположение ребенка.

— Как определить, что ваш или чужой ребенок подвергается сексуальному насилию?

-Первый  явный признак, это, конечно, кровотечение из гениталий. К неявным относится, например, когда ребенок начинает замыкаться. У него возникает энурез, ребенок начинает набирать лишний вес или может появиться сыпь. Таким образом он пытается стать непривлекательным, чтобы его больше не насиловали. Если это насилие происходит в доме у родственников, ребенок не хочет идти к этому родственнику, истерит, плачет.  Не хочет, чтобы его оставляли. Если это чужой ребенок, то самый первый признак, это то, что ребенок замыкается. Потом, играя, он показывает половой акт.  Как будто одна кукла на другую ложится, и когда вы спрашиваете: «А что делают куклы?». Ребенок может сказать, а вот так дядя Максат, допустим, приходил, и так на меня ложился. Или так: «Это дядя Максат. А это маленькая девочка. Он на нее вот так ложился. И ей было больно». То есть через игру ребенок говорит об этом. 

— Как работают с детьми, которые подверглись насилию?

— С детьми, которые подвергались насилию, работают через арт-терапию, через рисунки, через сказкотерапию, потому что для ребенка это ретравматично. То есть нужно быть очень осторожным,  нельзя нанести еще большую травму. Детская психика так устроена, что срабатывают защитные механизмы, поэтому дети стараются быстренько забыть о таких вещах.  Психика работает так, что стираются целые эпизоды из памяти.

— Сейчас нередки случаи инцеста. Откуда у людей такие наклонности, чтобы насиловать собственных детей?

Педофилия, сексуальное влечение вообще к детям – это заболевание. Почему инцест случается? Потому что это удобно. Мужчина запугивает матерей детей, и они молчат. Также насильники пользуются тем, что наши законы, к сожалению,  не защищают полноценно  женщин и детей. Мягкое наказания за изнасилования ведет к безнаказанности.

— Почему еще многие не заявляют об изнасилованиях, которые  произошли в семье?

— У нас есть такое понятие «уят», то есть стыд. Боятся мнения окружающих. Кроме того, само расследование, например, проведение тех же судебных экспертиз, очень травматично для ребенка. Сама женщина, если  она идет против всей семьи, становится изгоем. Ее саму обвиняют и ее семилетнего или восьмилетнего ребенка в том, что она сама сексуально привлекла насильника. Такой вот газлайтинг и давление идет на женщину со стороны семьи. И ей легче скрыть это, умалчивать о таких фактах. В конце концов девочка растет с этой травмой. Со временем это приводит к суицидальным мыслям. Если не работать, то в дальнейшем может привести к бесплодию, а также к психическим заболеваниям. Потому что это очень большая психологическая травма для ребенка.

— Что вы порекомендовали бы родителям в связи с участившимися случаями педофелии?   

— Как психолог, я рекомендую самое первое, это отказаться от физического наказания детей. Второе, это научиться с детьми разговаривать, договариваться. Третье, это создать такую безопасную среду, чтобы ребенок мог вам доверять. Не обращаться с детьми слишком строго, а все время разговаривать, спрашивать, как дела, что происходило в школе, в садике. То есть все время вести даже с маленьким ребенком диалог. Кроме того, никогда в жизни не оставлять ребенка ночевать у родственников, у знакомых, у друзей. Потому что педофилы могут быть люди от 12 до 70 лет. Поэтому нельзя оставлять ребенка в чужой семье. Чаще всего насилие происходит, когда ребенка оставляют родственникам,   друзьям, дедушкам, соседям и так далее.

— Почему физическое наказание детей приводит к вероятности насилия?

Убийства, насилие, педофилия: как казахстанцы совершали преступления против детей

— Просто, когда ребенка дома физически наказывают, он становится суперудобным. Такой ребенок послушный, он подчиняется чужому  дяде и уходит с ним. И тогда с ребенком случается беда.  Есть еще признаки, по которым педофилы выбирают жертву. Обычно выбирают доброго ребенка, который доверяет всем, не разделяет людей на чужих или своих. Педофил же не просто взял и напал. Он заранее выслеживает жертву. Поэтому не подавляйте детей, воспитывайте у них характер.

Нужно менять мировоззрение

— Очень важно родителям развивать с ребенком доверительные отношения. Сухомлинский говорил, что  без духовной общности  воспитания не состоится. Духовная общность — это такие отношения, в которых есть взаимное доверие, в которых ребенок принимает родителя как авторитет, как значимого взрослого. К которому не боится прийти и сказать, какие у него сложности, какие есть проблемы и вопросы. Когда есть отношения доверия, тогда мы можем быть точно уверены, что чтобы не произошло с ребенком, он всегда придет к нам, — считает учитель гуманной педагогики, педагог-психолог, соорганизатор школы «Живая Вселенная» Милана Ишутина.   

В противном случае, по мнению спикера,  у ребенка формируется токсичное  чувство вины.

—  У нас часто так бывает, если даже ребенок на самом деле не виноват, он  испытывает  страх, чтобы пойти к взрослым и об этом рассказать. Дело в том, что если ребенка часто в чем-то обвиняют или упрекают, ругают, то, столкнувшись с насилием ребенок тоже чувствует, что это тоже он  сам виноват, потому что с ним такое произошло.  Потому что каждый раз как он делает что-то плохое, по мнению родителей, его наказывают. И раз над ним сейчас совершили насилие,  значит, это он в чем-то виноват. И ребенок просто боится  прийти и признаться в этом взрослым.

Милана Ишутина подчеркивает, что таких реакций нет у детей, которые воспитываются не на страхе, а на осознанности.

— Дети, которые воспитываются  в отношениях доверия, духовной общности, которые не получают наказания за свои проступки, а которых родители учат осознанности, ответственности, учат  закону причинно-следственных связей  не наказанием, а осознанным пониманием ( то есть, если ты сделал выбор как-то поступить, ты получил последствия), такие дети не побоятся сказать, что что-то со мной происходит, кто-то ко мне пристает, делает плохо, — рассказывает специалист.

По словам педагога и психолога, кроме формирования доверительных отношений важно объяснять детям элементарные правила защиты своих границ.  

— Особенно маленьким детям нужно объяснять, что то, что у них в трусиках это их личное, что никто туда не имеет право туда лезть. И , если не дай Бог кто-то какие-то действия совершает, даже просто  по попе или как-то там ударяет, то сразу вы должны рассказать об этом взрослым. Потому что никто этого не может делать. И третий важный момент — это гарантии защиты. То есть, чтобы ребенок знал: что бы ни случилось, взрослый всегда даст защиту, поддержку, прибежище. И он  всегда может прийти и попросить помощи.  

При этом, как отмечает Милана Ишутина, некоторые дети боятся рассказывать взрослым о своих проблемах, потому что в этом случае их объявят ябедами и будут унижать и травить. В этом, по словам спикера, виноваты сами взрослые, поэтому в детских коллективах самим педагогам надо освобождаться от некоторых стереотипов.  

— На самом деле это реакция неправильного поведения взрослых,  когда мы начинаем делить детей на тех, кто виноват и плохой, и на тех, кто не виноват и хороший. И наказываем плохих и потом оставляем на самотек. И потом плохие всю свою агрессию выливают на в кавычках хороших.  Поэтому очень важно, что если ребенок  к вам с чем-то приходит, то он должен четко понимать, что у него есть гарантия защиты. И что разборки не должны перетекать в разделение на  категорию плохих и хороших , на самом деле и тем, и тем нужна помощь, и нужно просто искать варианты, как это сделать.

И самое основное, считает спикер, решение проблемы насилия начинается  на глубинном уровне, с изменения мышления , при котором взрослый не относится к ребенку как к своей собственности, а уважает его интересы, интересуется его мнением, привлекает к обсуждению каких-либо тем. А также с общего понимания того, кто такой человек, зачем он на этой земле, кто такой ребенок, который приходит к нам.

— А сейчас мы можем только защищать своих детей. Выстраивая с ними такие доверительные отношения, чтобы они не боялись приходит к нам за помощью и рассказывать о своих каких-то трудностях,- резюмировала Милана Ишутина.       

 Еще одно мнение высказала актюбинка,  педагог по образованию Марина Сагимбаева.

— Я считаю, что  в наших школах дети не совсем защищены. Прежде всего потому, что педагоги и администрация многих школ ( не всех, надеюсь) больше пекутся об имидже учебного заведения, чем о состоянии конкретного ребенка. Убеждена, что классные руководители будут скрывать и покрывать насильников, например, если они из влиятельных семей. Потому что звонок сверху — и директор будет готов замять что угодно, лишь бы удержаться на месте. И редко какой педагог сможет пойти против системы. Также промолчат другие родители, не захотят вмешиваться. У нас просто такая система в образовании: все шито-крыто, главное, чтобы внешне было благополучно.

"Дети насилуют детей": почему в Казахстане это стало массовым явлением

Кроме того, по мнению актюбинки, существует понятие престижа школы, которая сопровождается гонкой за показателями.

— Особенно , если это интеллектуальные школы или гимназии. Директор костьми ляжет, лишь бы его учебное заведение не попало в криминальную сводку. Не дай Бог, с ребенком что сделают в школе. Доказывать будет очень сложно. Поэтому,  чтобы любой казахстанский ребенок был под защитой, нужно реформировать школьную систему, отказаться от ориентирования на показатели и внешнее показное благополучие, а главным приоритетом в школе признать человеческий фактор. Дети и педагоги, — вот самая главная ценность, права которых должны быть защищены. Тогда не будет насилия и другого негатива в наших школах, и каждый ребенок будет чувствовать себя защищенным.