Единственная в стране официально существующая Ассоциация каскадеров переживает не лучшие времена. Каскадеры остались без работы, без средств к существованию и без места для тренировок.
Как получилось, что заслуженные мастера, которые завоевывали медали на международных чемпионатах мира и прославляли Казахстан, оказались никому не нужны?
Они сдались не сразу. Президент ассоциации Александр Терехов несколько лет боролся за выживание. Но на голом энтузиазме долго не протянешь.
Многие наши известные каскадеры уже уехали за границу. Туда, где им обещали работу и достойное существование. Туда, где их талант и профессионализм востребованы.
Да и сам Александр на днях вернулся из России – рассматривал поступившие предложения. Но хочет сделать еще одну попытку спасти профессию здесь, в Казахстане. Об этом и был наш с ним разговор.
“В городе для нас нет места”
– Неужели не удастся сохранить Ассоциацию каскадеров?
– Чтобы ассоциация существовала, нужна школа. Два года назад мы создали школу трюкового искусства на базе ассоциации, пригласили опытных каскадеров в качестве учителей. Дали объявления в газетах, люди стали приходить на занятия. Тогда нам безвозмездно помогала администрация… одного из алматинских рынков.
Но когда рынок стал разрастаться, на наше место пришли арендаторы. Мы вынуждены были искать новое место. Переехали на тогда еще строившийся автовокзал. Но когда он начал функционировать, нам снова пришлось уходить.
Лишились мы и класса для теоретических занятий, ежемесячная аренда была слишком высокой. Получается, мы несколько лет жили, как говорится, на чемоданах. А реквизит у нас немаленький, пока его перевезешь на новое место, все установишь…
Следующим пристанищем стал аэропорт Бурундай, с которым мы заключили договор. Тренировались на площадке, которая была ранее не задействована. Но вскоре пришли проверяющие, и нас оттуда выставили. Найти очередное пристанище нам так и не удалось… Наш реквизит сейчас находится на складах, но заплатить аренду мы не можем, так что со дня на день все может оказаться под открытым небом…
– И когда была ваша последняя тренировка?
– Мы собирались с ребятами в последний раз 12 ноября. С тех пор не тренируемся. Негде. Хотя по правилам в неделю должно быть минимум две тренировки. Иначе каскадеры теряют навыки, повышается риск травматизма.
– Может, стоило обратиться за поддержкой к властям?
– Я неоднократно писал в акимат Алматы с просьбой помочь сохранить школу. И сохранить кадры, ведь каскадеры уезжают! И даже не финансовый вопрос тут главный, хотя деньги тоже значат много. Люди просто не чувствуют себя востребованными.
В последнем ответе, который я получил из акимата, сообщалось, что наше обращение рассмотрено в департаменте финансов, был проведен мониторинг. Результат: места для нас в городе нет.
Я до сих пор не могу понять почему. Ведь акимат знает, кто мы и что делаем и для города, и для страны. Каждый год мы проводим шоу – акимат выделял нам площадь. Наши выступления стали любимой традицией города. В этом году традиция, видимо, будет нарушена. Мы не сможем подготовиться к выступлению.
Адреналин под присмотром
– А как выживают каскадеры в соседних странах?
– В Москве наших коллег курирует городской комитет по делам молодежи. Там для поддержки каскадеров есть специальная статья расходов из бюджета города. Московские власти выделили каскадерам огромную территорию – историко-культурный комплекс Сетуньский стан. Это древняя крепость с большим количеством залов. Там разместились и гаражи, и школа, есть тренировочные площадки, трюковой театр, здание позволяет привлекать немало подростков.
Мы же не относимся ни к одному ведомству, потому помощи и поддержки нам не полагается. Я обращался с письменными просьбами, чтобы нас прикрепили к какому-либо ведомству. А ведь задача каскадеров не только удивлять зрителей или сниматься в кино. Мы привлекаем мальчишек, которые в поисках адреналина слоняются по улицам.
Учим их рисковать правильно, учим, как вести себя в экстремальной ситуации, помогаем направить энергию в нужное русло. У нас была школа и были ученики.
– И где они сейчас?
– Десятки ребятишек, которые ходили в нашу школу и с удовольствием разучивали трюки, снова скитаются по дворам. К нам приходили разные мальчишки. Детей из неблагополучных семей мы учили бесплатно. К нам приходили и благополучные дети. В переходный возраст мальчишки жаждут адреналина. Так лучше пусть получат его под присмотром опытного тренера, чем будут носиться по городу за рулем папиного авто.
Такое кино нам не нужно
– Неужели у вас нет возможности заработать на трюках?
– Я не раз обращался к руководству “Казахфильма”, рассказывал, что у нас есть готовая материальная база, мы не с протянутой рукой ходим. Предлагал создать общую школу. Например, в Украине каскадеры работают на территории местной киностудии. Это обычная практика. Многие заказчики, кстати, разыскивают нас именно через “Казахфильм”, у них в голове не укладывается, что каскадеры на студии не нужны.
– И почему каскадеры не нужны нашему кинематографу?
– А не нужны, потому что у нас не снимают трюковое кино. Хотя во всем мире это очень востребованный жанр. Нас постоянно приглашают на съемки в Россию, даже в любой мыльной опере есть хоть одна захватывающая сцена, связанная с риском. Мы в Казахстане могли бы снимать действительно конкурентоспособное экшн-кино.
Могли бы… Но будем, скорее всего, сниматься за границей. Обидно…
МЕДАЛИ В ЯЩИКЕ
Ассоциация каскадеров зарегистрирована в 2004 году, тогда в нее входило сорок человек, сегодня осталось всего семь энтузиастов.
В 2004 году Ассоциация каскадеров впервые представила Казахстан на международном фестивале трюкового искусства “Прометей”, в рамках которого проводился абсолютный чемпионат среди каскадеров. Наши каскадеры заняли второе место среди профессионалов из 16 стран-участниц.
В 2005 году на том же фестивале наши каскадеры заняли третье место.
В 2006 году на чемпионате мира среди каскадеров-женщин наша Диляна Касымова получила специальный приз жюри. А казахстанская команда стала победителем в номинации “Лучший мототрюк”.
КАДРЫ С ПОСЛЕДНИХ СЪЕМОК
• На съемках клипа Влада Топалова наш каскадер совершил прыжок на автомобиле в Капшагай.
Клип снимали этим летом. По сценарию машина Влада должна была на огромной скорости съехать с моста в воду. Каскадеры сначала поработали над машиной, замаскировали ее до неузнаваемости, чтобы не делать рекламы. На капшагайский берег привезли трамплин. Благодаря ему машина должна была воспарить в воздух. Конечно же, сам Топалов рисковать своей жизнью не стал. Его место в машине занял наш каскадер Валерий Лединев. Машина развила скорость около 110 километров в час, взлетела на трамплине и пролетела более 100 метров в воздухе, перед тем как упасть в воду. Машина не подлежала восстановлению, она сложилась пополам. А каскадер остался цел и невредим.
• В российском фильме “Застава”, который снимали в районе реки Или, наши каскадеры показали настоящий класс!
Съемки проходили в 2006 году. Работа была горячей – наши каскадеры мчались на машинах по степи на скорости 140 километров в час! Здесь были и заносы, и крутые развороты, красиво поднимающие пыль столбом. Машины уходили от преследователей, под колесами взрывались бомбы. В завершение погони машина по сценарию должна была буквально спрыгнуть с огромного бархана и зарыться передом в песок. Александр Терехов мастерски проделал этот трюк!
• На съемках рекламного ролика наш каскадер попал в огненный плен.
Горящий человек – самый зрелищный трюк, который выполняют наши каскадеры.
Раньше для подобных трюков использовался специальный костюм, который защищал исполнителя от пламени. Но каскадер Максим Молдаванов на съемках продемонстрировал смертельно опасный трюк в рубашке и джинсах! Малейшая ошибка в расчетах могла стоить ему здоровья, а то и жизни.
Александра МЫСКИНА