Последний шанс Кыргызстана - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+2 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Последний шанс Кыргызстана

Последний шанс Кыргызстана

Известный деятель Женишбек Назаралиев призывает власть не преследовать оппозицию, а… поддержать ее.

  • 29 Января 2008
  • 1211
Фото - Caravan.kz

Доктор Назаралиев — человек, который всегда стоял особняком в общественно-политической жизни страны. Менялись политические режимы, правители… А он, знай себе, гнул свою линию. То трансконтинентальный автомарафон «раскрутит», то «Всемирную лигу «Разум вне наркотика» и программу «7 небо».
Лично я знаю его уже пару десятков лет, а он все не перестает удивлять. Вот и в политику Назаралиев ворвался стремительно, став в марте 2005 года одним из авторов революции тюльпанов. Потом выдвигался в президенты, а на выборах в Жогорку Кенеш в декабре прошлого года неожиданно возглавил список партии национального возрождения «Асаба» и… столь же неожиданно снялся с выборной гонки, объявив бойкот.
После чего — замолчал более чем на месяц, «лег на дно», отказавшись давать интервью СМИ. Но мы все-таки его «достали» и попытались откровенно поговорить на самую животрепещущую тему: «Что же будет с родиной и с нами?», — как поется в одной когда-то популярной не только в соседке-России песне.
Время подводить итоги
— Итак, доктор, страсти по поводу выборов в Жогорку Кенеш и, так сказать, несправедливо отрешенной от парламента оппозиции вроде бы немного улеглись. Как бы вы оценили ситуацию?
— Она на сегодняшний день и на ближайшую перспективу предрешена в пользу действующей власти. Думаю, для данного периода исторического развития Кыргызстана — это хорошо. Почему? Общество пока не готово к глубоким демократическим преобразованиям, большинство людей инертны, апатичны, малообразованны; забота о хлебе насущном — вот что беспокоит население в первую очередь. В социально-политической жизни доминируют родо-племенные, клановые отношения, особенно это касается регионов. Кланы и делегированные ими в политику группы и лидеры не могут прийти к единому мнению и плану о путях развития страны: куда мы идем, с кем? Каждый тянет лямку на себя, и поэтому мы имеем то состояние, которое именуется одним словом — хаос. Увы, на минувших выборах лидеры партий не смогли предложить внятных программ. И поэтому избиратель шел голосовать не за идею, а за своего ставленника и… «за» 300 сомов.
Лично я приложил максимум усилий для объединения оппозиции, еще до выборной кампании неоднократно встречался с ее лидерами — Сариевым, Байболовым, Текебаевым… предлагал свою помощь, но они отказались.
И тогда у меня не осталось выхода, как возглавить список действующей партии «Асаба». И во время выборов я не оставлял надежды об объединении партий в единую коалицию, но получал отказ. У нас ведь как: каждый мнит себя спасителем Отечества! И еще я, к сожалению, долго обманывался насчет целого ряда руководителей оппозиции, которые публично объявляли себя борцами за справедливость, а на самом деле — бегали в здешний «белый дом» договариваться о местах в Жогорку Кенеше. Их кредо в жизни и политике — любой ценой попасть во власть. Суть прошедших выборов можно так оценить: это не борьба социально-политических и экономических программ — это борьба за портфели. Когда я точно узнал о том, что идет самый циничный торг с властью, что «все давно известно», я предложил руководителям всех основных партий бойкотировать выборы. Но меня никто не поддержал, а потом, за четыре дня до выборов, от бойкота отказались и лидеры «Асабы»: вот тогда мне и пришлось одному сниматься с выборной гонки.
Оппозиция продемонстрировала свою разобщенность и слабость, а власть лишь воспользовалась этим, чтобы положить своих оппонентов на лопатки. Любая политическая группа сделает все, чтобы одолеть противника, и чем он слабее, тем лучше. Поэтому к оппозиции и был применен самый жесткий прессинг: такова логика политборьбы, так всюду происходит.
— Почему все-таки вас никто не поддержал, даже «асабисты» после вашего ухода говорили: «доктор нас кинул», «доктор нас предал»…
— Я, как оказалось, все это время слыл в глазах партийных вожаков «сентиментальным патриотом», как выразился один из них. И недавним соратникам по партии доктор Назаралиев был необходим лишь как спонсор, как бренд, знамя — для того, чтобы попасть в парламент. Ну а когда я отказался финансировать это бесполезное мероприятие — тут их и прорвало, как говорится. Но я не держу зла и обиды: то был эмоциональный взрыв, чувства возобладали над разумом. Но мои соратники по выборам должны понять: не мог я поступиться своими принципами, потому и предложил избирателям не голосовать ни за одну из партий.
— Как вы относитесь к новоиспеченному движению «За справедливость» и решению создать общественный парламент — как альтернативу официальному Жогорку Кенешу?
— Смотрю на это реально и с оптимизмом, ибо так должно быть. Должен быть альтернативный институт по отношению к власти. Без этого нет демократии, без оппозиции власть Кыргызстана в лице западных партнеров может потерять политическое доверие. Другое дело, что оппозиции надо реально смотреть на происходящее, надо спросить себя: какая партия сегодня пользуется авторитетом в обществе, кто может стать настоящим и единым лидером оппозиции? Но у нас как получается: каждый метит в «отцы нации». Я им в лицо сказал: «Вы — лжелидеры! Чтобы быть лидером, надо иметь совершенно иные качества, подняться над собой!».
О революции, эволюции и «наездах» власти
— Вы являетесь одним из авторов революции тюльпанов. Но сегодня многие разочарованы: мол, при прежнем режиме было куда больше демократии, чем сейчас…
— Я с этим не согласен. Мартовская революция 2005 года имеет большой исторический смысл, она в корне поменяла кыргызское общество. Во-первых, народ научился вслух говорить правду, высказывать несогласие с навязываемым ему режимом. Во-вторых, это урок любому правителю, в том числе действующему президенту, которого именно народ поставил во главе государства. Нельзя обворовывать и обманывать свою страну, ибо это рано или поздно приведет к бесславному финалу, как и случилось с Аскаром Акаевым. В третьих, в сравнении с другими центральноазиатскими государствами, Кыргызстан сегодня более политизирован, более демократичен и через десяток-другой лет это обязательно скажется. То, что сегодня президентом является южанин в лице Курманбека Бакиева — тоже позитивно. Потому что ни одно десятилетие у руля находились северяне: а после марта 2005 года восторжествовала, если хотите, историческая справедливость. Но главное даже в другом. Для социально-политического и экономического развития Кыргызстана определяющую роль, я бы сказал, играет активная миграция южан в Бишкек и северные области страны.
Я понимаю, что сейчас проговариваю вещь малоприятную и «крамольную» для тех же бишкекчан, которое испытывают большие неудобства от самозастроек вокруг столицы страны, обилия «новых лиц» на улицах и т.п. Тем более, что у нас постоянно на бытовом уровне присутствует искусственное противопоставление «Юга» и «Севера». Но повторю: в плане социально-исторической перспективы миграция — это бесценный процесс для страны и общества. Ибо через каких-нибудь пару десятков лет произойдет естественная ассимиляция южан и северян, региональные грани постепенно сотрутся, произойдет объединение нации.
Да, наша ошибка в том, что в силу объективных причин после мартовской революции на первый план выступили политические процессы, а экономика была отодвинута. Поэтому, если сегодня мы встанем на путь экономических преобразований, то внутриполитические неурядицы утрясутся очень быстро.
— Но глава государства Курманбек Бакиев в своем недавнем послании Жогорку Кенешу и поставил во главу экономические приоритеты. Стоит ли тогда вообще копья ломать — по поводу социально-политического развития страны, взаимоотношений власти и оппозиции?..
— Конечно, в первую очередь надо накормить народ. Для чего и нужна прогрессивная государственная экономическая программа: надо развивать мегапроекты, дать зеленый свет частному бизнесу, обеспечить ему налоговые льготы.
Что касается оппозиции…Она должна присутствовать в политической жизни. Без нее Кыргызстан, как демократическая страна, лишится своего лица, без нее любая власть теряет внутренний стимул для своего развития. Как говорил У. Черчилль: «Если нет оппозиции — ее нужно придумать».
Я даже так скажу: коль скоро кыргызская оппозиция сегодня зашла в тупик, то…сама власть должна помочь в том, чтобы оппозиция не умерла.
Ибо еще раз подчеркну: это важнейший признак демократического государства, а демократия на данный период развития человеческого сообщества — хотим мы того или нет — является основной составляющей прогресса и всей современной цивилизации. А еще — это мощная мотивация для совершенствования как всего кыргызстанского общества, так и для каждого индивида… Поэтому надо оппозицию слушать, помогать ей.
И еще: политикам необходимо помнить, знать и придерживаться понятия компромисса с оппонентами, ибо без этого политики как таковой не существует.
— Как насчет прогнозов ряда оппонентов власти о том, что по весне в стране ожидается новая революция? Буквально на днях ваш недавний соратник по партии «Асаба» и ее глава Азимбек Бекназаров объявил о создании «революционного комитета», о том, что президента Курманбека Бакиева ждет участь его предшественника…
— То, что они прогнозируют революцию или что-то подобное — это их состояние души, мотивация, их пожелание, их иллюзия… Кто-то может над этим смеяться, кто-то осуждает… Но нет ничего необычного в том, что часть элиты и общества будущее страны и свое будущее, надежду на справедливость видят именно в данном ракурсе. Я же убежден, что сегодня революциями ничего не достигнешь: свергай — не свергай президента. Только эволюционный путь открывает для страны путь к прогрессу.
— Оппозиционеры, НПО, правозащитники нынче жалуются: власть наезжает на своих оппонентов, отбирает бизнес… Вот недавно К.Байболов заявил о своем уходе из политики. А вы лично испытываете прессинг?
— Нет, ничего подобного не происходит. Ведь без моего участия мой бизнес все равно работать не будет. То есть, нельзя лечить больных наркоманией и алкоголизмом, развивать Медицинский центр Назаралиева без доктора.
Плюс — работа МЦН, Всемирной лиги «Разум вне наркотика», новой программы «7 небо» идет прежде всего на международном уровне. Плюс потребность в методе Назаралиева, в лечении, в духовной и физической реабилитации — у казахов, россиян, жителей других государств мира. Поступления в клинику идут, в том числе, по линии связей «белых домов» разных стран, большого бизнеса…Поэтому использование бренда Назаралиева и его имени как для официального Бишкека, как и в целом для страны — выгодно. Я это говорил еще при А. Акаеве. Не хочу показаться самонадеянным, но само присутствие доктора Назаралиева в стране — это большая инвестиция, если хотите, моральная инвестиция, которая, при правильной политике может принести Кыргызстану многомиллионные долларовые дивиденды.
Но для прорыва необходимо, чтобы каждый кыргызстанец стал созидателем.
— Каков ваш прогноз для страны на ближайшую перспективу?
— Он, скажем так, средний: не хороший и не плохой. Если действительно, как обещает наше руководство, ставка будет сделана на экономику, на бизнес и поддержку деловых людей; если будут честно приватизированы крупнейшие энергетические объекты, появятся рабочие места — может быть прорыв. В Кыргызстан пойдут мощные инвестиции, народ вздохнет, поднимется с колен.
Но мало только действий правительства. Все будет зависеть от каждого кыргыза как индивидуума: насколько качественно он сможет работать, какие «гены прогресса» задействует в себе. Пока «качественный брат-кыргыз», специалист своего дела востребован преимущественно за рубежом, пока у людей нет другого выхода, как работать в соседних странах — России, Казахстане… Экономику Кыргызстана должен делать каждый человек, каждый кыргызстанец. Он должен быть инициативным, настроенным на позитив, должен созидать. Качество жизни по большому счету формируется внутри общества, внутри каждого из нас. Нельзя с завистью критиковать соседа-бизнесмена или более успешного человека, чем мы сами. Сейчас я призываю каждого кыргызстанца посмотреть, в первую очередь, на самого себя: «Кто я и что из себя представляю?».
Что, скажем, я могу сделать, кроме того, чтобы поставить на улице магазин, киоск или торговый лоток, заиметь пару лошадей и баранов, или — выйти за 100 сомов на митинг?
…Когда у нас заработает каждая молекула, каждый атом начнет двигаться — тогда в Кыргызстане будет своя «атомная бомба» — в виде качественного и, если хотите, конвертируемого кыргызстанца, могущего делать «супертовар», который мы сможем предъявить цивилизованному миру. А пока мы стреляем из воздушки…
— Многие политики связывают свои надежды с 2010 годом, когда состоятся выборы президенты. Есть ли у доктора Назаралиева свои планы и виды?
— Это будет серьезный этап для всех нас. В данном отношении, для Кыргызстана и лично для действующего президента, я считаю, представляется уникальный, а, быть может, и последний шанс — какой мы имели после марта 2005 года.
Если в оставшиеся два года экономика страны будет стремительно развиваться, уровень жизни поднимется, и каждый кыргызстанец хоть немного, но почувствует улучшение в своей жизни — народ поддержит Курманбека Бакиева.
Кыргызстан избавится от позорного клейма отсталого и бесперспективного государства, поднимется, а кыргызстанцы будут гордиться своей страной. Если говорить о деятелях, которые могут возглавить страну, то будем откровенны: разобщенность и маргинальность кыргызов, отсутствие времени не дают возможность так быстро сформировать нового лидера. В данном случае действующий президент находится в выигрышном положении. И у него есть хорошие возможности для того, чтобы сплотить нацию. Сегодня не надо тратить силы на устранение политических соперников — пусть социальные процессы развиваются естественным путем; настала пора заняться обустройством Кыргызстана.
Другого пути, как для президента, так и для страны в целом, просто нет.

Фото с сайта http://www.nazaraliev.com