“Зеленая улица” – только бери
На Олимпийских играх в Лондоне медали завоевали 13 казахстанских спортсменов – 7 золотых, 1 серебряную и 5 бронзовых. Наши призеры – все 13 без исключения – заслуживают самых лестных слов. Это они – настоящие герои страны, добившиеся триумфа в борьбе с лучшими атлетами со всего мира. Естественно, наряду со спортсменами этот успех разделяют все те, без кого этот успех также был бы невозможен. И речь тут, например, не только о тренерском труде – без финансирования ведь тоже ни тренировочный сбор не проведешь, ни на соревнования не съездишь, ни снаряжение не купишь…
Но то, что касается финансирования, здесь-то начальникам из Агентства по спорту особых усилий, похоже, и прикладывать не пришлось. Ведь глава нашего государства всегда подчеркивает стратегическое значение спорта, и на него выделяются просто невиданные прежде средства. На строительство мощных современных арен, и проведение в нашей стране крупнейших соревнований мирового ранга по самым разным видам спорта – боксу и водному поло, борьбе и шахматам, прыжкам на лыжах с трамплина… Даже когда за несколько месяцев до Олимпиады глава спортивного ведомства Талгат Ермегияев запросил к уже выделенным и запланированным средствам еще почти миллиард, то ему и тут не отказали.
В буквальном смысле бюджетные деньги в спорт текут рекой. Но, повторюсь, заслугой спортивных функционеров это назвать трудно – биться за эти народные средства им не приходится. Им их и так дают, да еще в таких количествах. Берите, развивайте только спорт, прославляйте страну!
Весьма опосредованная роль
Сегодня спортивные чиновники говорят, что сделали все, чтобы казахстанский спорт добился на Олимпиаде в Лондоне такого сногсшибательного успеха. Но раз с финансированием все более или менее понятно – его столько, что только осваивай, то, может, Агентство по спорту делает огромаднейшую работу в плане использования и развития современных методик тренировок, восстановления сил или чего-нибудь еще научного и передового? Но я бы не спешил приписывать здесь славу спортивным чиновникам. Это было бы просто несправедливо по отношению к тем людям, благодаря которым казахстанский спорт на Олимпиаде в Лондоне действительно занял 12-е место и добыл 13 олимпийских наград.
Давайте посмотрим, где эти самые медали завоевывались. В тяжелой атлетике у Казахстана – четыре золотые медали, в боксе – одна золотая, одна серебряная и две бронзовые. Добавим сюда по одному золоту в легкой атлетике и велоспорту, а также две бронзы в борьбе. Все. То есть результат сделан усилиями представителей только пяти видов спорта. Причем в боксе у нас руководящую и направляющую роль играет Федерация бокса Казахстана, работу которой курирует руководство “КазМунайГаза”, лично Тимур Кулибаев. Все контакты с Международной ассоциацией любительского бокса, решение каких-то спорных ситуаций или стратегических вопросов – к этому Агентство по спорту имеет, скорее, лишь опосредованное отношение.
О стратегии и бухгалтерских функциях
Теперь посмотрим ситуацию в велоспорте, где в групповой шоссейной гонке золотую медаль завоевал Александр Винокуров. Если называть вещи своими именами, то этот вид спорта давно уже под непосредственной опекой фонда национального благосостояния “Самрук-Казына”. То есть и в велогонках у спортивного ведомства – весьма, мягко говоря, неглавенствующая роль. По одной бронзовой медали казахстанцы завоевали в вольной и женской борьбе. Ни для кого не секрет, что эти виды единоборств находятся под патронажем знаменитого атлета 80-х и 90-х годов Даулета Турлыханова. Грубо говоря, вся борьба – на нем. Агентство тут тоже “музыку” не заказывает и не определяет.
В тяжелой атлетике у нас работают профессионалы высочайшего класса. Самое убедительное тому подтверждение – четыре золотые медали, завоеванные нашими штангистами. Таких ультрапрофи большие начальники из Агентства по спорту научить ничему особо просто не могут. Что же касается легкой атлетики, где наша Ольга Рыпакова завоевала золото в тройном прыжке даже в этом номере “Каравана”, на стр. 39, вы можете прочитать лишь о небольшой части всех тех проблем, которые просто не дают этому виду спорта нормально развиваться в нашей стране. В общем, и в легкой атлетике тоже не видно каких-то прорывных действий и большой любви со стороны агентства.
Подчеркнем, мы назвали пять видов спорта, в которых казахстанцы завоевали медали и обеспечили нашей стране подлинный олимпийский триумф. Но возникает законный вопрос: как тогда понимать слова руководителей Агентства по спорту, что “оно сделало всё для успешного выступления на Олимпиаде”. Неужели под этим “всё” понимается лишь распределение денег? Но это, извините меня, чисто бухгалтерские функции, и для настоящего, реального развития спорта, согласитесь, этого уж очень мало.
Не держите за “фраеров ушастых”
Теперь о том, чего спортивное руководство страны старается сейчас особо не касаться. Хорошо, медали завоевали 13 атлетов. Но ведь на Олимпиаду-2012 поехали почти в десять раз больше спортсменов – 116, более чем еще в десяти видах спорта. И ни в одном из них мы каких-то серьезных успехов не добились. И таких видов – подавляющее большинство. Поэтому говорить, что 12-е общекомандное место отражает реальный уровень развития казахстанского спорта в мире, – это, по меньшей мере, неправда. Это говорит об успешности и конкурентоспособности только пяти видов спорта – тяжелой атлетики, борьбы, бокса, велоспорта и легкой атлетики. Это они подняли интерес к казахстанскому спорту на небывалую высоту – как в нашей стране, так и далеко за ее пределами.
А разве можно, например, назвать успешными выступления в фехтовании или дзюдо, академической гребле или гребле на байдарках и каноэ, гимнастике или стрельбе из лука… Предвижу, что здесь чиновники от спорта в качестве оправдания укажут на осечки экс-чемпиона мира по дзюдо Максима Ракова или шпажиста Эльмира Алимжанова. Но эти осечки как раз и говорят о том, что за плечами лидеров в этих видах спорта, по сути, никого нет.
Поэтому хочется посоветовать всем чиновникам от спорта: ведите себя скромнее, не надо всех держать за “фраеров ушастых”. Ведь у нас могло быть в Лондоне не 13 медалей, а гораздо больше, если бы отдачу давали не 13 человек, а 20 или 30 из 116-ти. Вот вам и ответ на вопрос о развитии казахстанского спорта в целом и о вкладе в это развитие самого Агентства по спорту в частности.
ХХХ летние Олимпийские игры, Лондон