Если в ту пору, когда заледеневшие колдобины тротуаров достигают немыслимо причудливых форм, обувь гражданина сияет тонкой подошвой, ухоженностью, высокой неизмочаленной шпилькой, то: либо он передвигается исключительно в автомобиле с личным водителем, либо живет близ улиц, по которым с летним шумом проносятся правительственные кортежи и обочины которых с неизменным долготерпением долбят десятки дворников каждый день (на всякий случай).
В чем разница меду маленьким тропическим островом и нашими бескрайними просторами? Там стихия наносит свой коварный удар неожиданно. У нас же зима приходит, как правило, в отведенное ей время, но еще никогда за всю историю страны никто не был к ней готов кроме детишек с санками. Для хозяйственников — это аврал, ужас!
Для отважных казахстанских пешеходов и водителей — сезон в прямом смысле убийственный: количество аварий и падений мгновенно увеличивается в несколько раз. Только в Алматы за первую неделю наступившего года «скорая помощь» доставила в травматологии около 700 неудачно поскользнувшихся граждан. А сколько грохнулось, но обошлось приемами самопомощи, не обращаясь к врачам…
Честное слово, больно бывает смотреть, как эти девчоночки в своих брючках отчаянно пытаются японско-гейшными шажочками преодолеть заковыристые катки тротуаров, одна за одной хлопаясь на свои изящные пятые точки. Мода-то требует, хочется соответствовать! Поэтому зимой Алматы имеет также весьма контрастное выражение лиц: от испуганно-синих (это у тех, кто отважился каблучно ковылять из дома на своих двоих и общественном транспорте) до злобно-негодующих (это у тех, кто передвигается тем же способом, но в немодных нескользких ботах). Странный город Алматы зимой…
Но почему же все-таки мы столь дискомфортно чувствуем себя в этот чудесный сезон, когда нужно радоваться снегу и морозцу? Почему ломаем руки, вывихиваем ноги, портим себе настроение? Дворник, эй, дворник! Где ты, спаситель наш? Пожалуйста, распростирают руки в КСК, ведающиее этим дефицитным штатом: приходите к нам на работу. Зарплата — шесть-семь тысяч тенге в месяц, норма — 1800 квадратных метров за смену. Это очень тяжелый физический труд. Но довольно часто можно видеть целое семейство, включая детей, с ломом и скребками. Ну и с солью, конечно. Но опять же — в центре. Огромные околотки нижней части города до весны остаются заповедными сталактитами нашего хозяйствования — здесь никогда не ступала нога виртуального дворника, и только сами хозяева квартир и частных домов сообразно своим силенкам пытаются хоть как-то обезопасить подходы к домам. Остальные 800 километров «цивильных» городских тротуаров находятся в ведении КСК.
Вот интересно, чисто теоретически: когда-нибудь, через много лет, перестанет ли отечественная зима быть для нас эдаким вулканом Этна — все знают, что извержение будет и всякий раз надеются, что не в этом году. В отличие от непостоянной лавы снег и мороз низвергаются на все регионы РК с доступной воображению регулярностью, и менее всего рады этому те, кто вынужден находиться за рулем. Уже первые зимние сводки дорожной полиции вызывают желание сидеть дома, как медведь в берлоге. Если бы это было возможно!
Говоря о гололеде, невозможно не сказать о состоянии отечественных дорог вообще. Ведь если бы они были изначально гладкими да ровными, то и ледяная их «одежка» была бы иной. Нельзя сказать, чтобы правительство не было вовсе не озабочено состоянием дорожного рельефа — по сути, грубо говоря, «лица страны». К примеру, в соответствии с планом на строительство автобанов в 2002 году было выделено более 42 миллиардов тенге. Потрясающе, но у наших строителей — осталось! Они ухитрились использовать — естественно, с минимальным толком — всего около 30 миллиардов. А единственным реальным объектом, возведенным в срок и по плану стал мост в Уральске. За целый год! Это прецедент. Когда премьер страны разносил в пух и прах нерадивых чиновников, многие из них получили официальные предупреждения «о недопустимости недостаточных темпов дорожного строительства». Формулировка, что и говорить, безжалостная. И до бюрократической боли знакомая. Так и кажется, что сейчас за столом парткома встанет, понурившись, начальник стройки и заговорит о дождях и паводках. Так и было! Погода — вот кто виноват в «недопустимости недостаточных темпов»! Современные подрядчики пеняли именно на нее.
О крайне тяжелом состоянии отечественных дорог говорят много, давно и без толку. В кабинетах различной вышины, на совещаниях закрытых и расширенных. Расстаются с креслами ответственные чиновники, но по-прежнему лишь около 25 процентов автотранспортных «артерий» республики со скрипом соответствуют стандартам. Отдельная песня — ремонт капитальный, который должны финансировать местные власти, обреченные вечно кроить-перекраивать тришкин кафтан бюджета. Практика такова: различные департаменты представляют в акиматы сметы, клянчат и требуют, но акимат рассуждает логично: лучше понемногу, но всем. Помногу не получится, как ни пыхти. Кстати, аким Алматы пообещал привести к 2005 году муниципальные дороги в идеальное состояние. Вы верите? Я — нет. Вот загадка: почему мостовые, мощеные еще при царизме угнетенным пролетариатом, служат веками, а наши латки требуется обновлять каждый год? Не успеют водители насладиться гладью, как опять: то трещина, то яма, то бугор какой-то вскочит. Само собой, новое всегда легче построить, чем реставрировать старье. Подтверждение тому — трасса республиканского значения Астана — Алматы, должная превратиться в хайвэй мирового класса. На ее реанимацию запланировано потратить больше 200 миллионов занятых долларов и 89 миллионов собственных тенге. Но сроки сдачи даже здесь хронически отодвигаются.
Как можно развивать экономику без нормальной дорожной инфраструктуры — непонятно. Больные дороги — больное хозяйство. Но сегодня отличная дорожная инфраструктура — дело еще и политическое. Не случайно президент республики объявил 2002-й годом строительства и реконструкции автомобильных дорог. Географическое положение страны позволило бы с максимальной выгодой участвовать в двух проектах международных транспортных коридоров, имеющих огромное стратегическое значение. К проекту были готовы подключиться — финансово, разумеется — Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский банк развития и другие мощные инвесторы. Особенный интерес для них представляли трассы Алматы — Бишкек, Алматы — Хоргос, ремонтные работы в дремучем Западном Казахстане. Было выделено 28 миллиардов тенге зарубежных инвестиций, но активно начатые работы постепенно повсюду сошли на нет, так же, как и интерес потенциальных партнеров. А сегодня на дворе, как известно — уже 2004-й. И тот же гололед на разбитых дорогах…
НО автор нашел причину наших бед и неурядиц в этом плане (да и во многих других тоже). Это — погода, будь она неладна! Если бы у нас не было дождя, зноя и — особенно — коварного снега, все складывалось бы замечательно. Строителям не на кого свои грехи сваливать и их можно время от времени попинывать с большей силой, но с другой стороны, и гололеда ведь не будет! А за это возликовавшие граждане, надевшие модную обувь и тем самым зрительно уравнявшись в социальном статусе, простят им все. А как обрадуются медики, одуревшие от сложных зимних переломов. Вздохнут и общества прав потребителей, которые с тревогой ждут, что продвинутые «гололедники», начитавшиеся о миллионных компенсациях за подобные травмы на Западе, вот-вот потянутся к ним за судебной защитой. Прецедента подобного иска, кстати, у нас в стране не было. Так что необходимо поставить перед учеными задачу: сделать наш климат ровным, без снега и оттепели. А кто соскучится по падениям — вперед, на каток!