Пошли на раздачу - Караван
  • $ 481.84
  • 531.33
+9 °C
Алматы
2024 Год
4 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Пошли на раздачу

Пошли на раздачу

В рамках программы «Дорожная карта бизнеса 2020» банкам придется удешевить кредиты до 12%.

  • 15 Мая 2010
  • 2079
Фото - Caravan.kz

Как оказалось, право на льготное финансирование будут иметь не только небольшие компании, но и некоторые крупные предприятия. Об этом в интервью журналу Мой бизнес Казахстан рассказала заместитель председателя правления фонда развития предпринимательства «Даму» Ляззат Ибрагимова.
— Ляззат Еркеновна, какая доля от запланированных в программе на этот год 30 млрд тенге пойдет на новые проекты, на оздоровление существующих производств и другие цели?
— На оздоровление предпринимательского сектора в этом году запланировано 16 млрд тенге, при лимите на одного заемщика в 3 млрд тенге. Это позволит субсидировать годовой портфель размером в 320 млрд. тенге. Я думаю, что это будет не менее 110 проектов.
Для поддержки бизнес-инициатив выделяется 11,2 млрд. тенге, из которых примерно 5 млрд. пойдет на субсидирование займов, а это значит охват портфеля в 100 млрд тенге. Учитывая тот факт, что максимальный лимит финансирования на одного заемщика ограничен 3 млрд. тенге, планируем, что будет просубсидировано не менее 100 проектов.
На гарантирование кредитов выдается 1 млрд тенге. Думаю, что это направление в 2010 году будет находиться в процессе становления, потому что мы только выстраиваем процедуры и ставим для себя максимальную планку до 50 проектов. Кроме этого будет действовать собственная программа гарантирования госфонда «Даму».
На сервисную поддержку бизнеса и создание инфраструктуры остается 8 млрд тенге, но все эти цифры условные, так как акиматы сами будут распределять данные средства. На поддержку экспортоориентированных производств в 2010 году будет выделено 2,8 млрд. тенге.
— Согласно условиям программы лимит финансирования на каждый регион будет определяться пропорционально численности населения, проживающего в нем. По какой причине выбран именно этот показатель, а не, скажем, количество предприятий МСБ или уровень их экономической активности?
— Как вы знаете, на реализацию программы в 2010 году утверждена сумма в 30 млрд тенге. Основной целью программы является сохранение действующих и создание новых рабочих мест за счет поддержки именно регионального предпринимательства, особенно в несырьевых секторах экономики. Соответственно, при разработке «Дорожной карты бизнеса» встал вопрос о том, какими критериями руководствоваться при распределении траншей по регионам. Например, в Алматы, выдается порядка половины всех кредитов, получаемых малым и средним бизнесом в целом по стране. С одной стороны, в данном регионе сектор МСБ, действительно, развивается более активно. С другой стороны, статистика зачастую бывает искажена. В каждом банке есть внутренние лимиты, согласно которым региональный филиал не может выдать одному заемщику, скажем, более $3 млн. Соответственно, более крупные суммы выдаются головным отделением банка, находящегося в Алматы. Искажения невольно привносят и сами компании, чьи головные офисы получают ссуды в южной столице, а реально ресурсы используются в других регионах страны.
Поэтому было очень много предложений по использованию тех или иных критериев в распределении средств по областям. Например, фонд «Даму» предлагал ввести четыре оценки по каждому региону: численность населения на 1 января 2010 года, объем выпуска продукции субъектами МСБ, количество активных субъектов малого и среднего предпринимательства, объем продукции обрабатывающего сектора. В итоге, рассудив, что 2010 год является пилотным периодом программы, было решено взять один из понятных всем критериев – численность населения. От этого показателя ведь зависит как количество малого и среднего бизнеса, так и объем поступающих от региона налогов и прочее.
— Согласно программе, первоначальный отбор предприятий и проектов, которые получат частичную гарантию государства либо смогут субсидировать процентную ставку, осуществляют банки. Но финансисты сегодня особенно недоверчивы к заемщикам – новым и существующим. Не получится ли так, что «дорожной картой» смогут воспользоваться лишь компании сферы услуг, и так охотно кредитуемые банками, а не производственники и, тем более, start-up проекты?
— Хочу объяснить, что субсидии в рамках «дорожной карты» – это часть вознаграждения по ссудам, которая передается из бюджета на безвозмездной основе. Но основной долг возвращается заемщиком самостоятельно, так что все риски невозврата остаются на банке. В этой ситуации естественно первоначальное согласие банка, которое выражает его желание спасти своих заемщиков и вовлечь их в программу поддержки.
Если банк отклоняет какой-либо проект для субсидирования или гарантирования – пусть производственный или стартовый, значит, он просто-напросто недоработан. А истории о том, что банки не хотят финансировать новые интересные идеи, несколько субъективны. В Казахстане тот же сектор МСБ, не говоря уже о крупном корпоративном бизнесе, очень ограничен. В этих условиях банки должны постараться, чтобы привлечь клиента и выдать новый кредит. Так что, если проект доработан, имеет хорошую залоговую базу и перспективную основу, кредиторы обязательно будут финансировать. Надо уходить от ошибочного мнения о том, что решения, принятые банками, идут не на пользу государственным интересам. В конце концов, подавляющее количество частных компаний, созданных за годы независимости, прокредитовано за счет банковских ресурсов.
— Согласно условиям программы, в 2010 году под субсидирование подпадают лишь те кредиты, что выданы под 12%. Однако представители ассоциаций предпринимателей утверждают, что в настоящий момент подобных «дешевых» ссуд на рынке попросту нет.
— Согласно утвержденному проекту, в программе не могут участвовать предприниматели, уже имеющие кредит напрямую от госинститута развития. Логика такова. Данные институты развития, например, КазАгро, кредитуют в основном из своего уставного капитала, который они, в свою очередь, получают из республиканского бюджета. Здесь образуется принцип двойного субсидирования. Потому эта часть ссуд из «дорожной карты» исключается. А вот проекты, которые были прокредитованы банком напрямую, в том числе в рамках антикризисных, стабилизационных траншей, а также собственных программ фининститута, под субсидирование подпадают.
По собственным программам заимствования банку, в рамках «дорожной карты бизнеса», придется опустить изначальную ставку. Это принцип государственно-частного партнерства. Согласие Ассоциации финансистов Казахстана и ведущих казахстанских банков на подобные меры уже получено.
Кроме того, не надо забывать о тех средствах, что возвращаются в рамках прошлых стабилизационных траншей. На револьверной основе они снова должны запускаться банками в экономику. Это и есть один из источников для снижения ставки. Если банки начнут говорить о том, что у них нет денег на выдачу кредитов под 12%, фонд «Даму» будет мониторить исполнение собственных траншей и указывать конкретные суммы свободных средств, которые можно перенаправить на производственные проекты.
— Предприятия, желающие получить финансовую поддержку в рамках «дорожной карты бизнеса», должны будут пройти несколько стадий согласования. Сколько времени может пройти от подачи заявки до утверждения проекта?

— Фонд «Даму» будет периодически отчитываться в правительство об освоении средств. Рассмотрение не затянется – в течение трех недель заемщик всегда будет иметь на руках решение.
— Смогут ли предприятия получить все виды поддержки, предусмотренные в программе…
— В принципе, по условиям программы ограничений для получения всех видов поддержки нет. Допустим, у действующего предприятия несырьевого сектора, к примеру, пищевой или химической промышленности, есть новый проект к воплощению. Свою идею они выносят на региональный координационный совет, получают там поддержку в виде предоставления гарантии, затем оформляют новый кредит в банке и приступают к работе. У этого же предприятия, скажем, в другом регионе, может быть другое, существующее производство, которое банк-кредитор считает обязательным субсидировать по уже имеющейся задолженности.
Также очень серьезную поддержку, в виде субсидирования процентной ставки, как по имеющимся кредитам, так и новым направлениям, получат, прежде всего, экспортеры.
— В механизме гарантирования кредитов предусмотрена стоимость гарантии, что акимат выплачивает фонду «Даму». Это 20% от размера гарантии по займу. Не могли бы вы прояснить действие данной схемы?
— Большинство отказов банков от кредитования объясняется тем, что стоимость залога, выставленная предпринимателем, и оценка, которую проводит банк по обеспечению, не совпадают. Например, бизнесмен оценивает свои активы, ориентируясь еще на цены 2007 года. Ведь ни один заемщик не признается, что принадлежащие ему активы под влиянием кризиса и при нынешней стоимости недвижимости обесценились в 10 раз. В доказательство своей правоты он принесет в банк кучу актов, выполненных частными оценщиками, и свидетельствующих о том, что его недвижимость стоит, допустим, миллион. Банк, в свою очередь, апеллирует к собственным оценкам и ставит планку в 800 тыс., а с применением коэффициента дисконтирования к залогам, и вовсе — 600 тыс. Подобная разница в оценках очень часто становится предметом горячих споров при получении кредитов.
В этом случае многие банки согласны были бы получить гарантию государственного института развития, которому этот проект интересен. Фактически фонд «Даму» берет на себя обязательства предпринимателя. Естественно, что такая гарантия, как и во всех странах мира, должна быть платной. Оплачивается даже гарантия для участия в тендере, по сути, подтверждение о наличии денег на счете. Мы считаем, что в данном случае местный исполнительный орган фактически покупает эту гарантию для предпринимателя у фонда «Даму». Почему именно высокий 20%-ный уровень? В Казахстане ставка по гарантиям всегда равнялась 1,5-3%, она покрывала лишь транзакционные издержки – по оценке проекта и т.д. В данном случае гарантия для предпринимателя бесплатна. В 20% входит стоимость того риска, который фонд закладывает при выдаче гарантии. Если завтра какой-то проект, участвующий в программе, объявит о дефолте, мы погасим перед банком сумму своего гарантийного обязательства за предпринимателя.
На этот год в программе заложен 1 млрд тенге расходов местных исполнительных органов на механизм гарантирования. Акиматы платят свои 20%, значит, мы выдаем гарантий на 5 млрд тенге. Банк же на эти 5 млрд, в свою очередь, выдаст кредитов на 10 млрд тенге. Общий мультипликативный эффект этой схемы составит 10 млрд. тенге.
— Прошлый год принес, в том числе, и серьезные дефолты на казахстанской фондовой бирже. Смогут ли воспользоваться «дорожной картой» проштрафившиеся эмитенты облигаций?
— Это интересный вопрос, потому что большинство корпоративных клиентов, которые задолжали банкам и пойдут по «оздоровлению предпринимательского сектора», имеют выпущенные облигации. По этим облигационным займам они находятся в процессе реструктуризации, в основном пролонгации погашения. Это тоже будет приниматься во внимание. В «Дорожной карте бизнеса» четко написано, что при министерстве экономического развития и торговли создается специальная группа, которая будет рассматривать крупных корпоративных клиентов.
Это весьма выгодно для держателей облигаций. Когда в АФК соберется комитет кредиторов, будет ясно, сколько и кому должен дефолтник. Банк узнает, сколько раз это предприятие по облигационным займам допустило просрочку выплат купонного вознаграждения, а владельцы бумаг – пенсионные фонды и другие инвесторы, увидят в списке полученные им кредиты, и поймут, что начинается процесс оздоровления, а эмитента не собираются объявлять банкротом. Я думаю, что это будет сигналом для многих инвесторов, чтобы садиться за стол переговоров и рассматривать условия реструктуризации.
Тем более по законодательству в этом случае образуется замкнутый круг. Залоговые кредиторы имеют высшее право требования, банк в любом случае защищен материальным обеспечением ссуды. А вот владельцы облигаций, особенно необеспеченных, защищены очень слабо. В случае банкротства эмитента они встанут в одну из последних очередей и могут вообще ничего не получить после продажи активов. Для пенсионных фондов, как самых крупных держателей корпоративных облигаций, это будет чревато, прежде всего, снижением размера накоплений.
— Когда будут определены размеры траншей в каждый регион и названы конкретные предприятия, участвующие в программе?
— Все подготовительные процедуры, в том числе определение объемов траншей в каждый регион, думаю, будут закончены до конца мая. И уже с июня, на основе сбора заявок, начнется субсидирование и гарантирование.
— В программе не указаны максимальные размеры предприятия, которое может пройти по «дорожной карте». Не станет ли программа спасением исключительно крупного бизнеса, а не МСБ?
— В программе есть другие ограничения. В ней не участвуют, во-первых, компании, выпускающие подакцизную продукцию, и, во-вторых, крупные предприятия горнометаллургической отрасли.
В целом, в программе не будет понятия субъекта малого или среднего предпринимательства. Во время реализации третьего стабилизационного транша возникло очень много споров о том, как рассчитывать среднегодовую стоимость активов.
Оказалось, что методики, определенной законом, не существует. Во избежание новых дискуссий, на первом этапе реализации «дорожной карты» доступ к поддержке будут иметь все субъекты частного предпринимательства, независимо от объема активов. Я считаю, что те крупные корпоративные клиенты банков, которые работают в приоритетных для «дорожной карты» секторах, то есть, прежде всего, в обрабатывающей промышленности, будут очень заинтересованы в программе.

Беседовала Айгуль Кисыкбасова