Новые дома требуют ремонта!
Около трех месяцев назад “Караван” сообщил: больше 100 оралманов в пригороде Усть-Каменогорска перекрыли автотрассу (“Блокировали автотрассу”, № 21 от 24 мая). Люди требовали восстановить отрезанное за долги электричество. Акимат Восточного Казахстана экстренно создал комиссию. На днях были выданы первые итоги ее работы:
– Всего в поселке проживают 1 699 человек. Из них трудоустроены 580, частным бизнесом занимаются 178, в 259 семьях получают зарплату 50–60 тысяч тенге.
Но в мае чиновники заявляли: население поселка Шыгыс – почти 2 тысячи человек. Куда вдруг исчезли 300 оралманов? Причиной же колоссальных долгов за электроэнергию (на 47 миллионов тенге) стало отопление домов теплофонами. Ежемесячные счета на одну семью составили по 30–40 тысяч тенге. Понятно, что для семей с доходом максимум 60 тысяч такие платежи нереальны. Сейчас чиновники заявили о необходимости перевода домов на твердое топливо. Читай – печное отопление. Кто оплатит работы по переоборудованию?
По заверению областного акимата, к ноябрю отремонтируют 165 домов, которые возвели всего два года назад! Вокруг генподрядчика – ТОО “Бытстрой” – вообще мутная история. В прошлом году финпол сообщил о возбуждении уголовного дела по факту хищения средств, руководителя ТОО объявили в розыск. Потом в облакимате заявили: дело закрыто. Когда скандал разгорелся с новой силой, чиновники вновь о нем говорят…
Кто ответит?
Всего на строительство из республиканского бюджета выделили больше 6 миллиардов тенге. По данным источника в департаменте финпола, из них похищено не меньше полумиллиарда. “Касательно 298 домов, построенных “Бытстроем”, – проводится проверка их качества, – сообщила пресс-служба акима области. – Решение будет принято по завершении проверочных работ”.
Каким будет это решение? Вложить в не выдерживающие критики дома новые бюджетные миллиарды?! В прошлом году, как признали в акимате Восточного Казахстана, за счет бюджета шыгысовцам уже погасили долг за электроэнергию на 78 миллионов тенге. Сейчас решили привлечь средства Жилстройсбербанка, то есть опять-таки частично бюджетные деньги: “На сегодня из 47 миллионов тенге долга 3 миллиона погашено жителями, 1,5 миллиона – через банк”. Но что делать с остальными 42,5 “лимона”? Доить бюджет?
В 2009 году чиновники решили поселить людей в тесно застроенных, неприспособленных, без земельных участков домах. Что теперь делать с поселком, названным СМИ “бомбой замедленного действия”? И кто ответит за такие “государственные” решения?
Усть-Каменогорск