Камнем преткновения стал законопроект о выводе американских войск из Ирака. По «разные стороны баррикад» оказались президент США и палата представителей Конгресса США.
Итак, 14 ноября 218 голосами «за» и 203 голосами «против» палата представителей приняла законопроект о выводе войск из Ирака. Согласно документу, разработанному демократическим большинством, последние американские солдаты должны покинуть Ирак 15 декабря 2008 года.
В документе также предусматривается выделение дополнительных 50 млрд долл. США на военные операции в Ираке и Афганистане. При этом выделение средств напрямую связано с требованием начать вывод войск из Ирака в течение месяца с момента вступления закона в силу. Ясно, что подобное развитие событий идет вразрез с политикой Белого дома, не намеренного ограничивать себя различного рода временными рамками, которые для Буша будут звучать как приговор его безрезультатно проводимой внешней политики в отношении Ирака.
Стоит отметить, что Законопроект о выводе войск из Ирака от 14 ноября 2007 года является уже не первой инициативой Конгресса в отношении страны, где непонятно за что гибнут американские военнослужащие и непонятно чего добивается президент.
Напомним, что первая попытка была осуществлена в ноябре 2006 года, когда демократы после победы на выборах в Конгресс, сделавшие в своей предвыборной кампании упор на критику непопулярной среди рядовых американцев иракской войны, стали выступать с инициативами о выводе войск. Тогда республиканцы — сторонники Буша, в Сенате смогли заблокировать предложения демократов. В 2006 году Администрацию Белого дома спасло то, что республиканцы, имея меньшинство в Сенате, все же по своей численности сохранили за собой возможность блокировать предложения, чем и не преминули воспользоваться, когда демократы выступили за вывод войск США из Ирака.
Вторая попытка была сделана в начале 2007 года, когда вовсю стал обсуждаться вопрос о финансировании американской военной кампании, которая по разным оценкам составляла от 10 до 12 млрд долл. США в месяц. Началась подготовка законопроекта, увязывающего выделение средств на ведение войны с сокращением численности американского контингента. В марте 2007 года документ уже был предложен обеим палатам Конгресса.
И если в нижней палате законопроект получил поддержку большинства, то в верхней палате встретил сопротивление. Хотя Сенат и принял документ, но после его рассмотрения временные рамки звучали не как обязательное требование, а как предложение, носящее рекомендательный характер. То есть, в принятом законопроекте Администрации только рекомендовалось начать вывод войск к 31 марта 2008 года. Что касается финансовой стороны, то и здесь существовавшая ранее увязка по выделению дополнительных 122 млрд долл США в 2007 году к выводу американских войск из Ирака бесследно исчезла.
Третья попытка состоялась 1 мая 2007 года. Тогда под натиском демократов был принят бюджетный законопроект о дополнительных расходах, обязывающий Белый дом начать вывод войск из Ирака 1 октября 2007 года и завершить его к 1 апреля 2008 года.
Согласно документу, бюджетные ассигнования на войну в Ираке и Афганистане в размере 124,2 млрд долларов должны были быть выделены лишь при условии, что вывод войск из Ирака начнется не позднее 1 октября 2007 года. Другой нюанс данного документа состоит в том, что вывод американских войск может начаться уже 1 июля, если президент США до этой даты не заверит конгресс в том, что правительство Ирака достигло прогресса в разоружении боевиков и снижении уровня межконфессионального насилия.
На этот законопроект Буш наложил вето, как и на предыдущие попытки палат Конгресса — он заявлял, что никогда не подпишет законопроект, устанавливающий сроки вывода войск из Ирака.
Четвертая попытка была совершена в июле 2007 года. Но и она потерпела неудачу, так как в законопроекте опять не были прописаны сроки вывода войск — в Сенате представителям от Демократической партии так и не удалось набрать, несмотря на разные варианты вносимых поправок, необходимые 60 голосов для того, чтобы законодательно закрепить сроки вывода войск из Ирака.
Вряд ли стоит говорить, что Белый дом также негативно был настроен в отношении инициатив от демократов. Можно отметить, что еще до голосования, пресс-секретарь Белого дома Дана Перино заявила, что если законопроект в таком виде поступит на подпись президенту, тот снова наложит на него вето.
Попытка № 5. Новый финансовый год, начавшийся в США в октябре 2007 года наступил с новыми запросами Администрации, которая для поддержания боевого духа американских солдат в Ираке и Афганистане запросила 196 млрд долл. США. Такой поворот событий не устроил демократов, которые решили отстаивать до конца свой тезис о выводе американских солдат из Афганистана и Ирака. В результате было принято решение предоставить Белому дому 50 млрд долл. США от запрашиваемых 196 млрд долл. США. Апеллируя тем, что этой суммы хватит Белому дому до января 2008 года, демократы тем самым подталкивают Буша «играть по их правилам».
Реакция Белого дома была ожидаемой. Вместе с тем стороны снова столкнулись с временным фактором. Дело в том, что перед уходом Конгресса на рождественские каникулы (в декабре), он должен представить президенту на подпись законопроект о чрезвычайном финансировании операций без каких-либо произвольно установленных сроков вывода войск. Однако не все так просто, как кажется на первый взгляд…
Продолжение следует