За последний год Павлодар явно похорошел. Однако его облик подправлен лишь косметически, говорит строитель с сорокалетним стажем. Городу требуется вернуть былую архитектурную индивидуальность, разработанную некогда ленинградскими проектировщиками, но испорченную за последние 20 лет местными (своими! родными!) бизнесменами. Неповторимый архитектурный вид Павлодара изменился до сумбура!
Модно-архитектурный приговор
По городу мы гуляем с известным павлодарским градостроителем, а ныне пенсионером Николаем НОСОВЫМ. Он за четыре десятка лет работы в строительной сфере принимал участие в возведении всех крупных промышленных объектов и десятков многоэтажных домов, построенных с 1960-х по 1990-е годы.
Ветеран-строитель подчеркивает, что сегодня, как бы нелепо это ни звучало, стало труднее совершать прогулки по улицам, потому что они сужаются.
Николай Васильевич говорит, что со временем павлодарцы и вовсе будут зажаты в своеобразные тиски.
– Почему разрешается сокращать жизненное пространство, захватывать земли общего пользования?! Что останется нашим потомкам? – возмущен Н. Носов.
В качестве примера он показывает на новые бизнес-строения, появившиеся в основании пятиэтажек в начале улицы Академика Сатпаева. На фото видно, что между вытянувшимся лестничным пролетом и деревьями осталась всего пара метров – это все, что оставлено людям. Такая же ситуация и на других центральных улицах, где тротуары все больше захватываются различными магазинами и кафешками. Что уж говорить об отдаленных улочках…
Один из главных признаков “перестроечного” хаоса: в оформлении точек торговли и питания такой разнобой, что в глазах рябит. Применяется и несовместимое цветовое оформление, и входы сооружаются, словно для каких-то заброшенных складов. Понятно, что собственники этих заведений руководствуются своим вкусом. Но ведь это не их личная квартира, а лицо города! Неужели чиновники-архитекторы, с которыми согласовываются чертежи, не могут предусмотреть единый ансамбль?!
Что касается вышеупомянутых “тисков”, то в качестве вопиющего примера мой гид ведет меня на улицу Крупской. Он показывает на символическое расстояние всего в один метр между парковкой для автомобилей и границей здания, которое занимает областная инспекция Комитета агропромышленного комплекса Минсельхоза РК.
– Здесь тротуара вообще нет! Куда смотрит архитектура?! – не может понять заслуженный строитель.
Между тем Николай Васильевич замечает, что сейчас, в зимнее время, к сожалению, плохо видно, как в городе повсеместно был раскурочен и не восстановлен асфальт. Обещает весной составить фотоотчет и отнести его в городской акимат.
Хорошо, когда вилла на берегу!
Еще Носов искренне не понимает, на каком основании наши чиновники в печальные 1990-е годы разрешили застраивать территорию в районе уникального захоронения останков доисторических животных “Гусиный перелет”. Таковых в мире всего три! О том, как природный памятник разрушается, “Караван” сообщал в статье “Кто спасет “Гусиный перелет”?” (№ 17 от 25 апреля 2008 г.). Теперь округа застроена коттеджами!
– Это зона отдыха для горожан. Она должна быть свободной для выхода к Иртышу, к природе! – говорит старожил.
Он вспоминает, что когда-то тут была серпантинная лестница. Горожане спускались по ней, чтобы прогуляться на берегу, искупаться в реке, побыть в единении с природой. Сегодня в этом единении – лишь обладатели частных строений.
Мы проходим по улицам Береговой, Луговой. Кстати, говорю собеседнику, что названия улиц звучные – “природные”! Таковыми они должны быть и по существу! На деле же их можно назвать Особняковой, Дворцовой…
Николай Васильевич считает, что вместо каскада этих вилл должна быть большая НАБЕРЕЖНАЯ. Он надеется, что когда-нибудь в будущем власти города опомнятся и добьются сноса всех этих строений.
– Как можно было на берегу нашей жемчужины – Иртыша – разрешить построить дома?! – задается вопросом без ответа наш возмущенный экскурсовод.
В продолжение темы особняков-дворцов Николай Васильевич говорит, что напрасно богатые горожане обносят свои особняки массивными заборами. Таковые, по мнению Носова, портят архитектурное лицо Павлодара.
– Зачем трехметровую ограду городить? В Англии и США вообще не огораживаются! Тем более такими “китайскими стенами”!
– Человек построил забор на частной собственности. Кто же ему запретит?
– Архитектура должна следить, чтобы не было сплошных заборов. Это какие-то средневековые крепости!
Между тем Николай Носов считает совершенно верным недавно озвученное решение областных властей постепенно сносить одноэтажные дома в старой части города, чтобы на их месте возводить многоэтажки.
Парковщик на учете борцов с экстремизмом!
Еще Н. Носов рассказывает, что одна из главных проблем в застройке – отсутствие парковок, чем пользуются ушлые ребята. В Павлодаре долгие годы действует парковочный “рэкет”. Против вымогателей бессильны полиция, финпол и налоговая инспекция. Об этом “Караван” тоже писал (“Заплати, а то колесо проткнем!”, № 41 от 12 октября 2012 г.). По оценке Николая Васильевича, в городе около сотни нелегальных парковок, собирающих за ночь до 15 тысяч тенге. В год выходит примерно 500 миллионов тенге!
Недавно полиция дала свои пояснения Н. Носову о парковке, что находится во дворе, где живет пенсионер. В УВД Павлодара пояснили, что повода для возбуждения уголовного дела нет. Мол, “жильцы вносят добровольную плату за сохранность транспорта, в полицию с заявлением не обращались”. А как же обращение Носова, проживающего тут же?! В УВД говорят, что сигнализировали налоговикам на предмет, может ли установленный полицией 29-летний мужчина, “занимающийся охраной транспорта”, собирать плату. Самое примечательное в том, что УВД сообщает Н. Носову, что данный парковщик состоит на учете в отделе по борьбе с экстремизмом! Николай Васильевич с нетерпением ждет разбирательства со стороны полицейских, так как они “взяли вопрос на контроль”.
Психологи говорят, что уменьшение личного пространства человека повышает напряженность в общении с другими жителями населенного пункта. Наверняка это подтвердят жители крупных и малых городов Казахстана.
Павлодар