В каморке, где стоит мангал, круглый год распахнуто окно, и человек мерзнет, прячет руки в рукава куртешки на рыбьем меху. Иногда даже щетина на его лице кажется синей от вечного замерзания. Он продает необыкновенно вкусный соус и всегда вежливо здоровается, когда я прихожу за очередной баночкой. В этот раз диалог пошел дальше приветствий.
— Приписки нада, — сказала щетина.
— ?
— Милиция сказали — приписки не будет, выселяют.
— Милиция?
— Ну, это… участковый приезжал. Гиде купить можно, гиде меня приписать, не знаешь ты?
Прописка — осенило меня наконец. Понятно, это именно та тема, о которой в последнее время так много говорят. После заявления акима Алматы стало ясно, что, скорее всего, последует ужесточение паспортного режима. Поскольку в мегаполис едут и едут без передышки иноземные мигранты и казахстанские граждане из провинции, здесь обострилась криминогенная ситуация. В 50 процентах преступлений, совершенных в прошлом году, повинны приезжие. По словам г-на Есимова, «следует внимательно рассмотреть вопрос прописки в городе. Вскрываются факты, когда в одной комнате прописываются десятки человек. Хозяева на этом делают бизнес. А для нас создаются проблемы».
То, что приток людей в город резко усилился, алматинцы и сами прекрасно чувствуют. Комфорта и радости это отнюдь не добавляет, чего греха таить. Но с другой стороны, приезжих можно понять: несладко им приходится, если они покидают родные и обжитые места и стремятся поближе к относительной цивилизации.
Так уж повелось, что власти наши борются не с причиной явления, а со следствием. Наверное, нужно не Алматы «закрывать», а пытаться наладить нормальную жизнь в маленьких городках и поселках, в которых жить невозможно — не на что, да как будто и незачем…