Кому понадобилась еще одна «Политическая фигура»?
15 мая 1975 года, Маргарет Тэтчер была избрана лидером партии консерваторов. На вопрос о том, что помогло женщине впервые в истории Англии добиться такого общественного успеха, она ответила:
— Это просто. Никогда не следовать за толпой. Ни на кого не перекладывать ответственность за свою жизнь. Не говорить «я не могу» или «это слишком трудно». Держать себя в руках. Не терять достоинства, особенно на публике. Не жаловаться. Помнить, что каждое завтра наступает новый день. Вступая в него, молиться, чтобы Бог дал тебе сил.
Сегодня, 28 декабря 2001 года могу подписаться под любой фразой из этого ответа. Но это от меня не требуется, т.к. я — не политик. Правда, в последнее время часто слышу от своих друзей и коллег, что некоторые казахстанские политбоссы уже обозвали меня «Политической фигурой». Спасибо, так сказать, за оскорбление. ЗАЧЕМ обо мне так говорится, — я не знаю; как не знаю и того, ЧТО двигало этими политиками, когда они так обзывали журналиста. Скорее всего, в последнюю рабочую неделю 2001 года у некоторой части людей, считающей себя местным политбомондом «крыша» отъехала уже настолько, что окружающий мир измеряется ими только несколькими понятиями: «свой», «не свой»; «наш», «не наш»; «красный», «белый». Могу лишь посоветовать этим мудрецам от доморощенной политики чаще бывать на воздухе, вспоминать историю, и никогда больше не думать о собственном месте в казахстанской истории. Последнее для них — политической смерти подобно.
Возвращаясь же к словам Маргарет Тэтчер, хочу отметить, что и на этой неделе в республике подобным образом вел себя, к сожалению, только один политик — Нурсултан Назарбаев. «К сожалению», — потому что пора уже на 11-м году Независимости республики завестись хотя бы еще парой-тройке политиков, которые бы думали о стратегических интересах Родины, а не только о собственных комплексах неполноценности и личных портмоне.
Пока же, «не терять достоинства на публике» и «не жаловаться» у нас в стране умеет только президент. Потому что окружающие его политики все больше заняты сменой ковров под которой им удобно бороться с конкурентами. А молодая поросль (поседевшая и частично полысевшая на службе у президента) политиков пока пребывает в эйфории и святой уверенности, что «их время», их «Час Х» наступит уже завтра. А история нас учит тому, что самоуверенность ведет политика в никуда…
Резолюция, баррели и демократия
Теперь, еще раз о президенте. Судя по всему, состоявшийся на днях визит главы государства в Соединенные Штаты Америки и впрямь получился весьма удачным. Одна Резолюция Сената США за № 194, чего стоит. Штатные пенальтисты от оппозиции, конечно, тут же произнесли фразы на предмет того, что данная резолюция ничего не значит, — мало ли чего там за стенами этого сената происходит. Но, во-первых, тогда не надо им самим цитировать представителей американской законодательной ветви, ругающих Казахстан на чем свет стоит. А, во-вторых, Резолюция — это документ официальный, принятый большинством верхней палаты парламента супердержавы. И это — не кулуарный стон отдельной депутатши, которой наши радикал-оппозиционеры на пальцах объяснили, как все плохо в их стране.
Итак, Резолюция № 194. Что это? Про официальный документ я уже сказал. Теперь надо сказать про то, что такой документ, поздравляющий одну из стран СНГ с 10-летием Независимости, уникален. Потому что никто из других постсоветских государств такого приветствия от американских депутатов не получил. Хотя все эти страны также праздновали свои «независимые десятилетия» в 2001 году.
Интересно также и то, что свое поздравление сенаторы предварили по-американски скрупулезным подсчетом казахстанских «плюсов». Сюда вошли: и важная роль республики в Центральной Азии, и огромное количество запасов углеводородов, и успешное сотрудничество с американскими компаниями, и сотрудничество с США в сфере национальной безопасности и т.д. и т.п. Важным поводом для поздравлений американцы посчитали и тот факт, что 50% из 2,6 миллиардов долларов, вложенных в сооружение КТК (речь не о национальном телеканале, а о транспортном трубопроводе) пришли из частного сектора Штатов. Только после этого сенаторы поздравили нас с 10-й годовщиной независимости государства, и выразили надежду на дальнейшее укрепление сотрудничества между Казахстаном и США в сфере экономики, политики и национального бизнеса.
Не менее значительным фактом стало и то, что принятие данной резолюции члены высшей палаты американского парламента приурочили к визиту в США президента Назарбаева. Что явилось приятным сюрпризом для главы нашего государства. Чего он, в общем-то, и не скрывал. Международная политика — это политика действий и жестов. Жестов на этот раз в Америке хватало. Причем, явно положительных для республики жестов. Как, впрочем, и действий. Ведь желание американских толстосумов вложить в ближайшие 5-10 лет в казахстанскую нефтяную промышленность до 200 миллиардов долларов — это уже больше чем благие пожелание. Потому что тут у американских толстосумов «любовь с интересом», тут у них стратегическое «лежбище». Которое, как они считают, поможет им, наконец-то, выйти из под назойливой опеки ОПЕКа.
Не случайно, кстати, и то, что на этой неделе, впервые за три года в США начали падать цены на бензин. Пока, правда, рождественский подарок составил лишь 3 цента. Но ведь важен принцип! А, если он еще превратится в тенденцию, — то можно смело говорить о том, что стратегические договоренности между нашими странами (в частности американцы поддержали нас в нежелании вопреки рекомендациям ОПЕК снижать квоту добычи нефти) потихоньку начинают влиять, если не на мировой, то уж, на американский рынок точно.
Токаев слушает, да ест… и работает
Тот ушат, тот шквал «фу!», которые были выплеснуты на голову премьер-министра РК за последнее время со страниц местных политических таблоидов, — достаточно мощная и показательная отповедь для казахстанского бюрократизма. Всеми этими нравственными поучениями и личными упреками в адрес главы правительства их авторы явно хотели «возвысит молодую степь, унизив пожилые горы».
А получилось наоборот. Пока политические оппоненты распаляли себя до белого каления неприязнью к господину Токаеву, — тот спокойно работал. Ведь любой высококлассный чиновник прекрасно понимает, что после достижения в карьере «потолка», дальше его ждет только медленное понижение. Так как премьер-министр у нас уже не мальчик, его эта мысль, видимо, не задевает так сильно, как его бывших коллег по правительству.
С другой стороны, подробное описание личных недостатков и злобной беспринципности своего бывшего начальника со стороны «уйденных» в отставку членов правительства говорит только о беспринципности самих заявителей. Которые видели все его недостатки, но до поры до времени молчали. А он молчать про них не стал. В результате чего политическая молодежь вынуждена теперь общаться с ним по принципу: «Сам — дурак!».
А господин Токаев пока молчит и работает. На этой неделе он провел заседание Государственной комиссии по вопросам децентрализации государственных функций и межбюджетных функций. Да-да, той самой, которая никак не могла начать работу в те времена, когда в правительстве работали самые святые сторонники демократизации нашего общества.
Так вот. Собралось на это заседание народу сановного видимо-невидимо. И руководители центральных ведомств, и местное начальство. Так как заседание данной комиссии было первым, — в основном оно было посвящено организационным вопросам. Больше всех «повезло» Агентству по стратегическому планированию РК, которое назначили рабочим органом этой Госкомиссии. Впрочем, если вспомнить, что это ведомство выступало головным госорганом при разработке Закона «о местном государственном управлении», то, что тут удивляться. За что боролись, за то бороться и дальше будут.
Также созданы две рабочие группы. Одна из них займется проблемами децентрализации государственных функций; другая — совершенствованием межбюджетных отношений. В сообщении отдела правительственной информации, правда, говорилось о «вопросах децентрализации», но я считаю, что корректнее говорить о «проблемах», т.к. любая попытка Центра поделиться властью с регионами будет натыкаться на многочисленные проблемы и нестыковки. Причем, с обеих сторон. И дай Бог, чтобы работа данной Государственной комиссии закончила свою работу при нынешнем премьер-министре.
До свидания, Горби, до свидания
А еще на этой неделе мы отметили очередное 10-летие. В уходящем году мы делали это достаточно часто, и можно было привыкнуть. Да вот, глядишь, не очень привыкли. И, когда 25 декабря настало 10 лет тому, как самоликвидировался СССР, всем кому за 30 стало немного (или много) грустно. Именно тогда, в 1991 году Михаил Сергеевич Горбачев, переименованный на Западе в «Горби» (в Союзе его завали по-свойски: «Мишка»), в прямом эфире Центрального телевидения заявил о сложении с себя полномочий президента СССР. Вот таким достаточно простым способом и было сообщено всему миру, что суперимперии больше не существует.
Что надо отметить. Во-первых, что Горбачев не пошел «на кровь» (его оппоненты говорят, что он слабохарактерный), а отдал власть, чтобы никому не мешать строить независимые государства. Во-вторых, Советский Союз мог существовать еще года полтора, и только потом умереть естественным путем. Но, искусственное доведение его смертельного инфаркта славянскими республиками, помогло Казахстану тогда окончательно понять: «Кто естьWho», и впоследствии очень аккуратно вести переговоры с бывшими братскими республиками, которые во многих вопросах оказались не совсем уж братскими.
Что сейчас. Горбачев, несмотря на потерю горячо любимой супруги, бодр и политически вменяем. Ельцин — главный разрушитель СССР, — болен и все более окружен своей «Семьей». Мы живем в независимом государстве, которое со всеми своими недостатками шагнуло, хоть немного, но дальше всех постсоветских республик.
Фраза недели
«Мы создаем партию европейского типа. И хотели бы, чтобы о нас судили не по численности наших членов, а по количеству избирателей, которые готовы нас подержать», — такую фразу произнесла на этой неделе Гульжан Ергалиева, после того, как три политических партии «Азамат», «Народный конгресс Казахстана» и РНПК решили создать еще и четвертую партию: Объединенную демократическую (ОДП).
В связи с этим можно отметить, что а) можно только догадываться о нынешнем количестве членов 3-х этих партий, если, даже объединившись, они не хотят, чтобы о них судили по численности; б) «старые демократы» оказались проворнее «молодых», — те никак свое движение организовать не могут, а старики уже и партию создали.
Но фразой недели я считаю не вышеуказанные слова, а заголовок материала Александра Таланова в газете «Экспресс К», посвященного данному событию: «ОДП, ДЦП* и т.д. и т.п.», с пояснением, что «*ДЦП — демократическая центристская партия, пока не существующая, но учитывая тенденцию…»
С Новым 2002-м годом! И до следующей недели.