Купол тюремной церкви виден издалека. Вместе с куполом уже мечети он возвышается над серостью высоких стен колонии и километрами колючей проволоки ограждения как чистый островок. Он появился здесь в феврале 2006 года.
Церковь возводили своими руками: от резных киотов до купола. Помогал батюшка, линолеум «хозяин» дал. Чтото с воли знакомые доставали, всеми силами и построили, рассказывает староста церкви Стефан, он же заключенный из седьмого отряда Руслан Джафаров. До этого у нас была лишь молельная комната в бараке.
Мы стоим в так называемой церковной библиотеке: стол, лавки, полки с книгами и иконами, в углу на тумбочке чайник. Книг много, есть среди них и старые, зачитанные, и совсем новые. Какието привез отец Владимир, какието прислали родственники.
Здесь вот мы читаем, просвещаемся, говорит Стефан. Ведь многие раньше в храмето никогда и не были, не знают что к чему, как себя вести надо. А тут можно все узнать, чтото из книг, чтото в беседе.
Из соседней комнаты, собственно самой церкви, раздается голос другого осужденного: «Господи, помилуй!».
Священник служит службу дважды в неделю: по вторникам и воскресениям. Но, по словам заключенных, молитва здесь не смолкает никогда, особенно сейчас, перед Пасхой.
Через приоткрытые резные двери виден ручной работы киот, иконы в резных рамах, светлая занавеска на окне. Чисто и уютно.
Только иконы нам батюшка приносит. Сами не пишем. Мы ведь не иконописцы. Их только чистые, просветленные люди должны писать. А мы? Уголовники…
По данным администрации учреждения русскую православную церковь посещают 122 осужденных. По словам отца Владимира, из всех тех, кто приходит, около 40 человек думают о спасении своей души. Получается, это каждый тридцатый осужденный. Хотя их и называют «совестью колонии»: они не пьют, не употребляют наркотики и алкоголь, не нарушают режим, даже не выражаются крепким словом, пока трудно говорить о серьезном влиянии верующих на остальных заключенных.
С другой стороны, церковь построена, и заключенные, проходя мимо, невольно смотрят на нее это уже является немой проповедью. И ктото из них, волейневолей, начинает задумываться о смысле жизни.
…От тюрьмы да от сумы не зарекайся гласит народная мудрость. Никто не знает, как завтра повернется твоя судьба. И не важно, где ты находишься, и кто тебя окружает, важно всегда оставаться человеком.
Маша БИККИНИНА, фото Андрея ТЕРЕХОВА, Астана