Скоро, скоро, скоро
– По результатам исследований, около 80 процентов территории может быть передано в хозяйственное использование за исключением небольших участков, которые должны остаться землями запасов, – пояснил генеральный директор Национального ядерного центра (НЯЦ) РК Эрлан БАТЫРБЕКОВ.
Исследования ведутся с 2009 года. Учеными оценивается содержание радиоактивных веществ во всех природных средах: в почве, воде и воздухе. Исследуют растительный и животный мир.
А вердикт – опасен или нет конкретный участок полигона – делается на основе расчетов дозовой нагрузки, которую получит человек, находясь на этой территории.
Последовательно изучается каждый метр. Качеству самих исследований дана высокая оценка специалистами МАГАТЭ. Завершить комплексные радиологические исследования планируется до конца 2021 года. Какую опасность несет в себе озеро Балапан близ Семипалатинского ядерного полигона для казахстанцев
– Но пока окончательных результатов экологических экспертиз нет, земли бывшего Семипалатинского полигона категорически запрещается использовать крестьянским хозяйствам, – подчеркнул руководитель отдела земельных отношений г. Семея Кудайберген СЕЙЛЬХАНОВ.
Тем не менее уже никто не сомневается в том, что в ближайшем будущем земли полигона будут возвращены в хозяйственный оборот. Вопрос только в дате окончания исследований.
Сегодня административная территория Семея составляет 2,78 миллиона гектаров земли, в том числе это 833 тысячи гектаров, относящихся к бывшему Семипалатинскому ядерному полигону. Но власти города пока не могут официально распоряжаться своими гектарами. Это и понятно – шанс получить радиационное облучение на зараженных землях не стоит никакого участка. Словом, скоро Семею возвратят некогда сверхсекретные территории, считавшиеся очень опасными
Законного способа нет
А вот вернуть в государственную собственность 20 лет пустующий клочок земли в самом центре города не получается ни в судах, ни в ходе переговоров.
Есть на одной из главных магистралей – проспекте Шакарима – злосчастный квартал из сплошных руин. Но если судьба двух из них – сгоревшего зооветеринарного института и недостроенного физкультурно-оздоровительного комплекса – худо-бедно решается, то с бывшим воинским штабом – совсем беда.
Более 20 лет этот участок, стыдливо обнесенный забором, остается заброшенным пустырем. Владелец и сам ничего не строит, и назад возвращать землю не спешит.
Руководитель отдела земельных отношений г. Семей Кудайберген Сейльханов
– У этого участка площадью 4,5 гектара сменилось уже несколько владельцев. Были многочисленные перепродажи. Только мы подготовим документы в суд за неиспользуемую землю, как появляется новый хозяин. В общей сложности сменилось уже шесть собственников. А потом один из них заложил участок в банк за два миллиона долларов, – пояснил Кудайберген Сейльханов. – И когда мы попытались вернуть этот неиспользуемый под строительство земельный участок в государственную собственность, банк заявил, что вернет только в случае, если мы выплатим залоговую стоимость. Мы уже дважды обращались по этому поводу в суд, и дважды проигрывали процессы.
В итоге сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, государство ввело жесткую политику в отношении тех, кто приобретает землю, но не способен найти ей применения, разработаны нормативные документы, которые позволяют законным способом отобрать у нерадивого хозяина такой участок. С другой стороны, никто не мешает закладывать пустую землю.
И законного способа аннулировать договор с банком или иным способом вернуть неиспользуемый участок у властей просто нет. Что творится на казахстанской земле, вернувшейся из российской аренды
– Других каких-то мер принять нельзя, собственник как законопослушный гражданин ежегодно оплачивает налог за этот участок. Если бы не платил, было бы легче инициировать возврат земли. Мы неоднократно разговаривали с хозяином, сейчас он заверяет, что начал готовить проектно-сметную документацию для строительства развлекательно-торгового центра и даже нашел инвестора, – рассказал глава земельного ведомства Семея.
Разработка и утверждение ПСД – процесс небыстрый. И никто не может дать гарантий – действительно ли в ближайшее время начнется строительство или пустырь продолжит уродовать город в течение следующего десятилетия.
Выплачивать банку сумму залога – нереально и нерационально. А по-другому вернуть землю в госсобственность не получается.
– Законного выхода пока нет, – посетовал руководитель отдела земельных отношений Семея Кудайберген Сейльханов.
СЕМЕЙ