В Европе этот вид транспорта — весьма уважаем. Крутят педали монашки, неторопливо и с достоинством едущие по своим святым делам. Заворачивают одну штанину солидные бюргеры с брюшком, собираясь после рабочего дня в душном офисе проехаться за город.
В Париже велосипед стал общественным средством передвижения — вы можете взять на специальной стоянке любой, опустив в автомат монетки, доехать на нем, куда вам вздумается, и просто оставить его на такой же стоянке либо просто на улице, у супермаркета. Специальная служба позаботится о том, чтобы велосипедный парк города всегда был полон, ухожен и аккуратен.
«И что, не воруют?», — первым делом удивился я (вот оно, тяжелое наследие социализма). «Да кому это надо?», — искренне удивились французы. Для них такой простенький велосипед — что для нас скамейка на остановке. Другое дело — модели личного пользования, по цене дороже иного автомобиля. «Мерседес» вот выпустил велик, который складывается и помещается в багажник авто. Дизайн — загляденье. Другие гиганты «двигательной» индустрии тоже неустанно трудятся над тем, чтобы порадовать народ какой-нибудь велосипедной «вкуснятиной».
У нас к велосипедистам относятся исключительно как к помехе на дороге. «Тут машинам не протолкнуться, а он на велике своем прется!».
Это еще не самая экспрессивная фраза, сопровождающая появление на оживленной улице гражданина о двух колесах. Да и итоги такого отношения куда печальнее, чем простой мат.
По данным инициативной группы «Вело-Алматы», за последние десять дней в городе произошло 3 наезда на велосипедистов, один из которых завершился летальным исходом. Думаю, что такое случается и в любом другом городе мира — от ДТП никто не застрахован. Но так не любят велосипедистов, мне кажется, только у нас.