Дело в том, что, если преступник не явился на судебное заседание, его в принудительном порядке обязаны доставить сотрудники полиции. Но нередко долгие месяцы уходят на мнимый розыск того, кто и не думал скрываться.
Стражи порядка сегодня не заинтересованы в том, чтобы найти преступника и ускорить судебный процесс.
– Все чаще приходится сталкиваться с незаинтересованностью сотрудников полиции в приводе и розыске преступников. Некоторые, относясь халатно к своим обязанностям и не выезжая на место проживания подсудимых, предъявляли суду рапорты об отсутствии их по месту проживания. В результате суд выносил постановления об объявлении преступников в розыск, и производство по делу приостанавливалось, – полагает судья суда № 2 города Семея Нурлан НУРАЛИНОВ.
К примеру, на полтора года затянулись поиски вора из Семея. Подсудимый на заседание не явился и был объявлен в розыск.
– Год ничего не делалось. Розыск подсудимого производился формально, – пояснил судья.
Как потом выяснилось, обвиняемый спокойно жил у себя дома, ходил на работу. Прятаться не было смысла.
После кражи он примирился с потерпевшим, и тот к нему претензий не имел.
– После задержания дело по непонятным причинам не было передано в суд. Подсудимый отсидел под стражей четыре месяца. И государство тратило все это время деньги на его содержание. Такие примеры в судах не единичны. Подобная абсурдная ситуация возможна из-за отсутствия крайних сроков возращения дела в суд после розыска, – считает Нурлан Нуралинов.
Решить проблему могли бы изменения в УПК. В частности, можно прописать обязанность направлять дело в суд в течение десяти суток после задержания подсудимого. Людей в СИЗО стало бы меньше.
Семей